"Инжтрансстрой" сходит с полосы
Подрядчик требует денег с Росавиации
Ситуация с практически сорванным строительством третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) в аэропорту Шереметьево, которая должна быть готова к чемпионату мира по футболу 2018 года, становится все более конфликтной. Подрядчик проекта "Инжтрансстрой" потребовал от Росавиации расторжения контракта и компенсации понесенных расходов в 4,1 млрд руб. Спор может переместиться в суд, где рассмотрение дела рискует затянуться на пару лет, но правительство, по данным "Ъ", для ускорения стройки может без конкурса выбрать нового подрядчика.
Вчера "Трансстрой" (подконтролен Егору Андрееву) объявил о том, что подконтрольный ему "Инжтрансстрой" предложил Росавиации расторгнуть контракт на строительство третьей ВПП в Шереметьево и выплатить 4,1 млрд руб. убытков, понесенных подрядчиком. В противном случае "Инжтрансстрой" грозит судом. Свое решение компания объясняет отсутствием условий для продолжения строительства: нет техдокументации, площадки, разрешения на ведение работ. Часть проектных работ подрядчик выполнил за свой счет, а заказчик продолжает корректировать проект, что ведет к увеличению стоимости и сроков выполнения — текущий дефицит бюджета составляет 11,37 млрд руб., следует из сообщения компании. "Инжтрансстрой" допускает и мирное решение проблемы: Росавиация должна профинансировать контракт и освободить территорию застройки, после чего стройка будет завершена.
ВПП-3 в Шереметьево надо построить к чемпионату мира по футболу 2018 года. Подрядчик "Инжтрансстрой", контракт с которым заключен в 2011 году, должен был построить 90 объектов на территории в 311 га, включая полосу длиной 3,2 тыс. м и шириной 60 м, эстакаду рулежной дорожки, патрульную дорогу, сеть рулежных дорожек. Пропускная способность ВПП-3 — 44 взлетно-посадочные операции в час, ее ввод увеличит мощности Шереметьево до 65 млн человек в год к 2030 году.
Стоимость проекта составляет 22,4 млрд руб., еще 6 млрд руб. выделены на выкуп земель. "Инжтрансстрой" получил аванс на 4,5 млрд руб. под гарантии Сбербанка и 5 млрд руб. для основных работ. Кроме того, подрядчик привлекал кредит в Сбербанке на 5 млрд руб. Источник "Ъ", близкий к Росавиации, утверждает, что эта сумма была привлечена на те же работы, которые уже были выполнены в рамках финансирования со стороны заказчика. О проблемах с ВПП-3 стало известно в мае, когда арбитражный суд ввел процедуру наблюдения в отношении "Инжтрансстроя". Тогда же стало известно о прекращении строительных работ в Шереметьево. Позже Росавиация, по неофициальным данным, потребовала от Сбербанка выплаты суммы аванса, поскольку, по мнению ведомства, заявленный объем работ не выполнен, и выступила инициатором расторжения контракта (в Сбербанке ситуацию не комментируют).
Вчера в Росавиации и в заказчике проекта ВПП-3 ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" — ФГУП АГА(А) — на запросы "Ъ" не ответили. Но источник "Ъ", знакомый с позицией Росавиации, назвал обвинения "Инжтрансстроя" безосновательными. По его словам, заказчик готов финансировать строительство ВПП-3 (в федеральном бюджете на этот год заложено 6 млрд руб.), но подрядчик полгода назад прекратил стройку. "На стройплощадке нет ни рабочих, ни техники, только лежит моторная лодка",— говорит он. При этом, добавляет собеседник "Ъ", предоставленной площадки могло бы хватить для проведения необходимых работ в этом году. Но другой источник "Ъ" говорит, что прекращение работ связано с тем, что срок контракта с "Инжтрансстроем" истекает 30 июня, и Росавиация его до сих пор не продлила.
Собеседник "Ъ" на рынке отмечает, что ФГУП АГА(А) уже обратилось в прокуратуру с просьбой проверить деятельность "Инжтрансстроя". "За срыв госконтракта Росавиация будет добиваться административной ответственности для подрядчика и внесения его в черный список поставщиков услуг",— говорит он. Предстоящее расторжение контракта по сути подтвердил в начале июня и глава Минтранса Максим Соколов, подчеркивавший, что вопрос будет решаться через суд. Управляющий партнер компании "Кульков, Колотилов и партнеры" Максим Кульков считает, что если "Инжтрансстрой" или Росавиация обратятся в суд, то процесс может занять один-два года, а при банкротстве подрядчика дело может затянуться. Но источник "Ъ" на рынке говорит, что в виду важности ВПП-3 "будет политическое решение, сейчас эта тема обсуждается на самом высоком уровне". Возможны два варианта развития событий, добавляет он, либо новый конкурс, либо постановление правительства, определяющее единственного поставщика услуги.