В переговорах по Донбассу прозвучал новый русский голос
К посредничеству в контактной группе ОБСЕ приступил австриец Мартин Сайдик
Реализация минских соглашений вчера получила новый старт в ходе заседания трехсторонней контактной группы по Донбассу — в ней впервые принял участие новый спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик. Встреча контактной группы предшествовала переговорам глав МИДов стран "нормандской четверки" в Париже. Несмотря на активизировавшийся диалог, ситуация в Донбассе по-прежнему балансирует на грани возобновления полномасштабного конфликта.
Заседание контактной группы стало для его участников сменой вех. Вместе с покидающей пост спецпредставителя главы ОБСЕ на Украине Хайди Тальявини, проработавшей в этой должности ровно год, во встрече принял участие ее преемник — австрийский дипломат Мартин Сайдик, до этого возглавлявший миссию своей страны при ООН. Таким образом, впервые за все время работы контактной группы ОБСЕ представляли сразу два дипломата, один из которых передавал дела другому (для госпожи Тальявини эта встреча была последней).
"Опытный дипломат, свободно говорит по-русски. Хорошо его знаем и желаем ему успехов",— по просьбе "Ъ" прокомментировал назначение Мартина Сайдика постпред России при ООН Виталий Чуркин. Знание русского языка пригодилось господину Сайдику уже вчера в ходе общения с представителями ДНР и ЛНР в контактной группе Денисом Пушилиным и Владиславом Дейнего.
"Именно по динамике переговоров в контактной группе можно будет судить о жизнеспособности минских договоренностей — единственной надежды на замораживание, а затем и полноценное урегулирование конфликта",— пояснил "Ъ" завотделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин. По его словам, представитель ОБСЕ — это "посредник, который может настроить участников конфликта на более терпимое отношение друг к другу, предложить им нужные формулировки; но при этом ответственность за выработку компромисса лежит на Киеве, Москве, Донецке и Луганске".
"Созданные в рамках контактной группы подгруппы позволяют согласовывать меры, направленные на предотвращение нарушений перемирия",— добавил господин Уткин. При этом продвижение во всех четырех рабочих подгруппах — по гуманитарным, политическим, экономическим вопросам, а также по вопросам безопасности — идет крайне медленно. Совместная работа не мешает сторонам обмениваться обвинениями и делать выпады в адрес друг друга.
Так, накануне вчерашней встречи в Минске президент Украины Петр Порошенко бросил камень в огород Москвы, предложив создать в рамках контактной группы пятую подгруппу — по контролю за российско-украинской границей. "У Порошенко каждый день новые идеи, которые никак не сочленяются с минскими договоренностями. Надо дисциплинировать наших украинских партнеров и заставлять их выполнять ровно то, о чем договаривались в феврале в Минске",— ответил президенту Украины заместитель главы МИД РФ Григорий Карасин.
Как стало известно вчера вечером, одной из тем, обсуждавшихся в Минске, было привлечение к процессу урегулирования международных организаций — таких как Международный комитет Красного Креста. По мнению участников встречи, МККК мог бы внести вклад в переговоры по освобождению пленных. Кроме того, его сотрудники могли бы способствовать доставке в Донбасс гуманитарной помощи, в том числе из РФ, и контролировать ее распределение.
Одним из результатов минской встречи стала договоренность о том, чтобы подготовить "пилотный проект" по восстановлению объектов водоснабжения в ЛНР,— об этом сообщал полпред непризнанной республики Владислав Дейнего. В политической части переговоры прошли не столь успешно. По словам господина Дейнего, не удалось добиться прогресса ни в вопросе об особом статусе Донбасса, ни в том, что касается проведения местных выборов на территории непризнанных республик.
Вчера же в Париже прошел новый раунд переговоров глав МИДов "нормандской четверки" (Россия, Франция, Германия, Украина), на котором Москву представлял глава МИД РФ Сергей Лавров. Накануне директор департамента политики и коммуникаций МИД Украины Алексей Макеев назвал ее главной задачей "проведение анализа выполнения всех 13 положений минских договоренностей".
Очередной всплеск дипломатической активности произошел на фоне обострения ситуации в Донбассе. "Сейчас линия разграничения превратилась в линию фронта, которая не продвигается вглубь Украины не благодаря минскому процессу, а исключительно из-за усилий украинских военных",— заявил "Ъ" украинский политтехнолог Виктор Уколов, близкий к президенту Порошенко. "В Киеве есть понимание, что, если в рамках действующих форматов (контактная группа ОБСЕ, "нормандская четверка") договориться не удастся, процесс надо будет начинать заново — при более действенном участии США",— добавил господин Уколов. Часть украинских политиков настроена еще более решительно. "Минский формат изжил себя, он не действует. После Минска-1 и Минска-2 мы готовы перейти к Минску-3, то есть к блокированию неподконтрольных Украине территорий",— признался "Ъ" депутат от Радикальной партии Игорь Попов.
К срыву минских договоренностей готовы и в самопровозглашенных республиках. "Есть два варианта: либо минские переговоры приведут к выборам, либо выборы пройдут без участия Украины",— заявил руководитель администрации главы ДНР Максим Лещенко.
"Ни одна из сторон формально не отвергает идею реформы конституционного устройства Украины, предусматривающую децентрализацию и особый статус для отдельных районов. Однако этот тезис подвергается атакам со стороны радикалов с обеих сторон",— комментирует Сергей Уткин. По мнению эксперта, "главными пострадавшими от провала переговоров и главными выигравшими сторонами в случае их успеха будут не США, Германия или Франция, а Украина и Россия".