Подтянули посещаемость
В Нижегородской области растет количество пользователей портала госуслуг
За полгода на портале госуслуг Нижегородской области зарегистрировались вдвое больше пользователей, чем за тот же период прошлого года, — 27 тыс. человек, а общее количество пользователей превысило 280 тыс. человек, что в 2,5 раза больше июньского показателя 2014 года. Но, как отмечают в федеральном Мининформе, по ряду ключевых значений, демонстрирующих популярность электронных госуслуг (доля населения, распространение на селе, наличие электронной подписи и так далее), регион пока уступает соседям по округу. По мнению аналитиков, ликвидировать отставание может более активное информирование о возможностях портала, а также установка терминалов в районах области.
По данным министерства информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области, в настоящее время на портале государственных и муниципальных услуг региона зарегистрировано 280,6 тыс. человек. В июне 2014 года этот показатель составлял 110,6 тыс. Портал демонстрирует хорошую статистику: как говорят в министерстве, в среднем каждый месяц число зарегистрированных пользователей увеличивается на 5,4 тыс. человек — в целом с начала 2015 года на нем зарегистрировались 27 тыс. нижегородцев, тогда как за аналогичный период прошлого года 12,8 тыс. человек. Растет и посещаемость портала: если в прошлом году на него ежемесячно заходили 120 тыс. человек, в этом — 125 тыс. По информации министерства, с начала года в электронном виде населению оказано 920 тыс. государственных и муниципальных услуг, наиболее востребованными из них оказались запись на прием к врачу, зачисление в детские сады, услуги ЗАГСа.
Между тем, по данным Министерства информационных технологий и связи РФ, которые ведомство представило в июне региональным журналистам (результаты исследования Росстата), Нижегородская область по ряду ключевых показателей информатизации пока отстает от других регионов ПФО. Так, в Нижегородской области доля пользователей, зарегистрированных на федеральном и региональном порталах госуслуг, от общей численности населения составляет 4,3%, а, например, в Татарстане — 36,8%. Электронную подпись имеют только 2,1% жителей Нижегородской области, а в Башкирии — 12%. Доля населения, которое в итоге использовало интернет для получения госуслуг, от общего количества обратившихся за их оказанием в Нижегородской области составляет 34,2%, в Татарстане — 63%. При этом доля жителей села в этом показателе в Нижегородской области составляет 7,3%, в Татарстане — 48%.
В областном министерстве не согласны с методикой исследования Росстата. Так, у ведомства более оптимистичная информация о доле пользователей портала госуслуг по отношению к общей численности населения: по статистике мининформа, в конце 2014 года этот показатель достиг 8,9%, а к июню 2015 года вырос до 11,1%. В министерстве подчеркивают, что правительство области заинтересовано в популяризации электронных госуслуг: рекламирует их в местных СМИ, транслирует специальные видеоролики в интернете, кинотеатрах, на видеомониторах в городском транспорте.
Руководитель информационного агентства TelecomDaily Денис Кусков считает, что «региональным властям следует уделять больше внимания» продвижению портала. По мнению эксперта, также важно постоянное активное взаимодействие регионального министерства информационных технологий с участниками телекоммуникационного рынка и конечными потребителями услуг операторов связи. «Татарстан, Башкирия, Мордовия являются примером для многих регионов в плане активности министерств, департаментов и ведомств, отвечающих за эту сферу. Они активно работают с телекоммуникационными операторами, в еженедельном режиме проводя совещания и находясь в курсе всех последних событий. Также в этих регионах налажена связь с населением, которое может оставить отзывы о полученных телекоммуникационных услугах», — рассказывает Денис Кусков. Аналитик отмечает, что сократить отставание от регионов-передовиков помогло бы активное продвижение портала госуслуг в удаленных районах: «В силах правительства области и районных администраций поставить один-два терминала, где сельское население могло бы получать услуги в электронном виде». Эксперт добавляет, что также необходимо не забывать о внутреннем электронном документообороте между различными ведомствами, который во многих регионах до конца не налажен.