"Пограничные пункты вполне могут перейти на самоокупаемость"
Росграница недополучает 50% финансирования на содержание пунктов пропуска. Об этом во вторник заявил глава Федерального агентства по обустройству государственной границы Константин Бусыгин. Сейчас на эти мероприятия ежегодно выделяют примерно 3 млрд руб. Однако для эффективной работы, по его словам, требуется большая сумма. Подробности — у корреспондента "Коммерсантъ FM" Владимира Расулова.
Росграница могла бы работать быстрее при увеличенном финансировании, заявил глава агентства Константин Бусыгин. Сейчас ведомство обслуживает 387 пограничных пунктов пропуска по всей стране. Особое внимание уделяется Крымскому федеральному округу. До 2020 года на строительство и обслуживание пропускных пунктов на полуострове потратят почти 7 млрд руб. Действующие элементы границы сейчас работают в полном объеме, однако пока они считаются временными. Капитальное строительство, а значит, и основные затраты, намечены на следующий год, отметил господин Бусыгин.
"С 2016 года мы заходим на капитальные объекты. Всего в Крымском федеральном округе 12 пунктов пропуска. Пять морских — это порты Ялта, Феодосия, Керчь, Севастополь, Евпатория. Три железнодорожных — Армянск, Джанкой, Симферополь. И один воздушный — Симферополь", — заявил Бусыгин.
Кроме новых пунктов пропуска Росграница поддерживает множество недостроенных ранее или вовсе замороженных. На это также требуются средства, подчеркнул глава "Росгранстроя" Алексей Шестопалов. Кроме того, он отметил, что российские пограничные пункты до сих пор нуждаются в импортном программном обеспечении и технике, которые производятся за рубежом.
"Закончена работа по оборудованию пунктов пропуска "Уфа", программное обеспечение Hewlett Packard, и большая часть оборудования этой же серии. Мобильные досмотровые комплексы изготавливает российский производитель. А вот что касается шасси, к сожалению, на сегодняшний день в России нет такого шасси, которое может конкурировать с Mercedes или MAN", — отметил Шестопалов.
Бюджетные расходы на содержание и эксплуатацию имеющихся пунктов пропуска можно снизить, если создавать подробные планы по развитию прилегающих к ним территорий. Так считает директор Центра строительных компетенций РАНХиГС Ирина Ирбитская.
"Пограничные пункты вполне могут перейти на самоокупаемость. Необходимо разработать систему, например, складской логистики. Это хранение грузов, фасовка, распределение и так далее, это гостиничные комплексы, это в том числе, офисные центры, что-то удобное, если вы перемещаетесь на границе, не заезжая вглубь страны, вы можете осуществить какую-то деятельность", — объясняет Ирбитская.
Также Росграница намерена активно развивать пограничную инфраструктуру в арктическом регионе. По словам главы агентства Константина Бусыгина, сейчас на этом направлении уже работает 20 пунктов пропуска.
Через два года Росграница планирует опробовать систему дистанционного оформления документов при пересечении границы. В пилотном варианте ее планируют применить на четырех пунктах пропуска: в Калининградской, Ленинградской и Белгородской областях, а также в Бурятии.