Клик ужаса
Анна Наринская о веб-хорроре Левона Габриадзе «Убрать из друзей»
В прокат выходит "Убрать из друзей" — веб-хоррор, который исследует самый знакомый нам всем страх — страх перед виртуальностью, которая прорывается в реальность
Привет "Ведьме из Блэр": фильм ужасов, притворяется документальным (а именно видеозаписью разговора пятерых подростков по скайпу), снят за копейки (причем в маркетинг вложено чуть ли не больше денег, чем собственно в производство).
B итоге — коммерческий успех (в Америке, где он вышел в апреле, собрал $45,5 млн при бюджете в $1 млн) и некоторое возбуждение по поводу того, что вот же он — совершенно новый жанр ("кино эпохи социальных медиа", как помпезно написали некоторые обозреватели) и даже новая эра киноиндустрии (которая ну теперь-то уж должна как-то переформатироваться и децентрализироваться, если можно снимать вот такие успешные фильмы за вот такие маленькие деньги).
Компания Тимура Бекмамбетова, которая продюсировала "Unfriended" (в русском варианте название — "Убрать из друзей" — получилось неуклюжим, как, впрочем, и вся русификация "интерфейса" этого фильма) совместно с американской студией Blumhouse, специализирующейся на фильмах ужасов, обещает теперь запустить целую линейку подобного "веб-кино". Хочется пожелать им удачи, хотя со стороны это выглядит довольно сомнительной затеей. Потому что несомненное художественное достоинство этого фильма заключается именно в его непохожести — качестве, которого у "других таких же" явным образом не будет.
Будничность этого экрана, всех этих иконок, курсоров и зависаний делает присущие ужастиками охи, ухи, эхи какими-то более актуальными и забористыми
Создателям "Unfriended" удалось сконструировать для зрителя такую историю: совсем повседневная наша реальность — вот она, вот он этот самый экран компьютера, в который большинство из нас ежедневно пялится часами, и вот вдруг — ох, эх, ух — эту киберпривычность изнутри взрывает специальное такое интернет-зло, прорывающееся в офлайн (стоит заметить, кстати, что рабочее название фильма было как раз "Offline").
То есть будничность этого экрана, всех этих иконок, курсоров и зависаний делает присущие ужастикам охи, ухи, эхи какими-то более актуальными и, соответственно, более забористыми. Вернее, сделала, и теперь мы знаем, что так можно.
Но независимо от того, повторят ли следующие подобные продюсерские проекты Тимура Бекмамбетова этот успех, справедливости и даже правды ради надо сказать, что фильм Левона Габриадзе хорош совсем не только удавшимся фокусом "экран компьютера = киноэкран". Сам режиссер говорил в интервью, что этот проект важен для него, в частности, потому, что связан с темой школьной травли — опытом, который он имеет сам и о котором, по его собственным словам, пытается забыть. Эта тема, как и вообще тема подростковой жестокости и склонности сбиваться в стаи против кого-то неугодного, в фильме, безусловно, имеется и официально может считаться главной. Хотя вообще-то фильм не про то.
Этот фильм — при всей своей технологичности и жанровости — про вещь важную и задевающую практически всех. И жанр тут, кстати, выглядит совершенно уместно. Этот фильм ужасов — он про страх. Про наш страх и непонимание того, где именно интернет, виртуальность смыкаются с телесным существованием. Как нечто "сказанное" или "сделанное" в интернете может повлиять на нашу обычную, жизненную жизнь.
Насколько угроза в интернете далека от настоящего преступления? Насколько флирт в интернете близок к настоящей супружеской измене? Могут ли прячущиеся в Сети фантомы ворваться в ту жизнь, которую мы считаем настоящей. И главное, что наши собственные интернет-действия — все эти зафренды-отфренды, все эти раздраженные комментарии, все эти селфи и чекины, все эти как будто бы тайные, подзамочные записи в блогах — могут сделать с реальными живыми нами?
Все эти истории недавнего времени — как, например, подросток писал в своем онлайн-дневнике (считая, что это и вправду дневник — то есть секретное такое место) нечто ужасное о своем школьном учителе, и это закончилось унижением и всяческими неприятностями для обоих. Все эти "потертые" комментарии, вновь всплывающие в кэше поисковиков и вредящие тем, кто их написал. И вообще все это — породившее постоянную теперешнюю нашу неуверенность в том, где кончается виртуальность и начинается реальность, и страх, что одна самым неприятным образом прорвется в другую. Фильм "Unfriended", он про это. С элементами здорового трэша, разумеется. Но они только украшают.
В прокате с 9 июля