Комитет гражданских инициатив предлагает муниципалитетам исполкомы и волости
Эксперты разработали муниципальный кодекс
Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина предложил свой вариант закона о местном самоуправления (МСУ). Он предлагает отстранить губернаторов и законодательные собрания от формирования МСУ: форму выборов глав должны определять местные депутаты. КГИ предложил и новую схему местного самоуправления по образцу советских исполкомов и немецких магистратов. Авторы документа надеются, что федеральный центр обратит на него внимание, когда начнет бороться с усилившимся влиянием губернаторов.
Законопроект КГИ о местном самоуправлении предусматривает полный отказ от назначения мэров — они могут избираться на выборах или из состава местного парламента. При этом они возглавят администрацию или собрание депутатов. Напомним, что в феврале Госдума дала право региональным законодательным собраниям ввести новую схему формирования власти на местах — глава муниципалитета и его администрации может назначаться из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией. В небольших муниципалитетах численностью до 10 тыс. человек главы могут руководить администрациями и одновременно быть спикерами парламента. Глава муниципалитета Ярославля Павел Зарубин поддерживает отказ от назначения главы города или района и его администрации из числа кандидатов конкурсной комиссии: "При такой схеме нет разделения властей, нет никакой выборности".
КГИ предлагает ввести новую схему формирования и работы "исполнительно-распорядительного органа" муниципалитета. Наряду с действующими сейчас администрациями эксперты предусмотрели "магистрат" или "исполком" (по аналогии с советскими исполкомами): он формируется местным советом либо из своего состава, либо из "лиц, не являющихся депутатами" (таковых должно быть не менее трех). Возглавит "исполком" глава муниципалитета. В небольших муниципалитетах (до 10 тыс. человек) функции администрации могут исполнять советы, руководить ими должен председатель, а депутаты будут "выполнять работу по направлению".
Институт сити-менеджеров комитет предлагает сохранить, однако конкурсную комиссию по отбору кандидатов на эту должность должны формировать только местные депутаты, сейчас в нее входит половина членов, предложенных губернатором. Законопроектом региональные власти отстраняются и от определения схемы МСУ в субъекте. Это право возвращается к местным парламентам. Уход от участия регионов в формировании местной власти Павел Зарубин считает необходимым: "90% муниципалитетов дотационные, у губернаторов есть финансовый ключ к управлению. Разумнее четче зафиксировать учет мнения местных советов и населения в формировании власти".
В системе муниципального деления для регионов с низкой плотностью населения вводится понятие "волость" (часть муниципального района). Также документ указывает, что к "вопросам местного значения" относится распоряжение земельными участками, строительством жилья, благоустройством территории, ЖКХ и транспортными услугами. Сейчас регионы забирают эти "денежные" полномочия себе — особенно распоряжение землей и строительством.
Руководитель экспертной группы Андрей Максимов отдает себе "отчет в том, что в перспективе будущего года (выборы в Госдуму.— "Ъ") проект никого не заинтересует". Однако в будущем, по его мнению, федеральный центр может присмотреться к инициативе. "В условиях кризиса усилится давление губернаторов на Москву, в том числе через подконтрольных мэров. Центр может быть заинтересован в сбалансированности уровней власти",— отмечает он.
Глава экспертного совета Всероссийского совета местного самоуправления сенатор Вячеслав Тимченко не увидел в муниципальном кодексе КГИ "новых, полезных изменений". По его мнению, в законодательстве "есть все варианты формирования органов МСУ, в том числе и выборы мэров", а понятие "волость" только "еще больше запутает население". Господин Тимченко считает, что эксперты КГИ не ответили на "один главный вопрос" — о разделении полномочий муниципалитетов и регионов и выделении финансов на эти полномочия. По мнению политолога Николая Миронова, новый закон о МСУ "необходим" — "старый вариант эклектичен и состоит из наслоений разных времен". "Но параллельно должен быть разработан законопроект о реформе бюджетной системы, который закрепит финансовую базу работы муниципалитетов, иначе главы регионов будут все равно оказывать на них финансовое влияние",— полагает эксперт.