Китай освоил русский для иностранных
В работе с зарубежными неправительственными организациями Пекин пошел по пути Москвы
Иностранные неправительственные организации (НПО) крайне обеспокоены обнародованным в Китае проектом закона, регулирующим деятельность зарубежных НПО. Они опасаются, что в случае принятия закон способен серьезно осложнить их деятельность в КНР. Ряд положений законопроекта перекликается с принятым в 2012 году в РФ законом об иностранных агентах: пытаясь оградить себя от неблагоприятного внешнего воздействия, китайские власти заимствовали российский опыт.
Более 40 американских неправительственных организаций, а также руководство ЕС направили китайским властям петиции с просьбой не принимать представленный на обсуждение в КНР закон о регулировании иностранных неправительственных организаций. Критики законопроекта опасаются, что его одобрение крайне осложнит деятельность иностранных организаций в Китае. Могут пострадать и местные НПО, финансируемые западными партнерами.
Основные претензии сводятся к трем пунктам документа. Во-первых, закон обяжет НПО регистрироваться в нескольких органах сразу, что усложнит бюрократическую процедуру. Во-вторых, надзор за НПО перейдет от Министерства по гражданским делам к Министерству общественной безопасности. Это облегчит спецслужбам контроль за деятельностью НПО. В-третьих, по новым правилам иностранным НПО будет предписано иметь в штате местного бухгалтера, а персонал не менее чем на 50% должен будет состоять из граждан КНР.
Иностранные НПО действуют в Китае с 1980-х годов, однако никакого специального закона для них не существует — их деятельность регулируется подзаконными актами и положениями для коммерческих организаций. Сторонники закона обосновывают его необходимость тем, что в условиях правовой неопределенности многие НПО работают в некоей серой зоне. По их мнению, от принятия закона НПО только выиграют. "Бурное развитие неправительственных организаций требует более четкой регламентации их деятельности. Китайские власти озабочены тем, как сохранить устойчивость нынешней политической системы, и опасаются попыток реализации одного из сценариев "цветных революций"",— пояснил "Ъ" старший научный сотрудник Института исследований Восточной Азии и ШОС Игорь Денисов.
Дебаты по поводу проекта развернулись на фоне очередного всплеска активности оппозиции в Гонконге. Пекин считает, что акции протеста "инспирированы из-за рубежа". После прихода к власти в 2013 году нового председателя КНР Си Цзиньпина в стране усилилась борьба против иностранного влияния. В ноябре 2013 года Си Цзиньпин объявил о создании подотчетного ему Национального комитета по безопасности, в обязанности которого вошла борьба как с внутренними, так и с внешними угрозами. В недрах этой структуры после многомесячных обсуждений и родился первый вариант законопроекта о деятельности иностранных НПО.
Участники развернувшейся в КНР дискуссии обратили внимание на то, что китайский законопроект перекликается с принятым в России в 2012 году законом об иностранных агентах. Оба документа преследуют одну и ту же цель — ограничить возможности Запада влиять на внутреннюю политику в Китае и России, используя в качестве инструмента НПО.
Один из авторов российского закона депутат Александр Сидякин подтвердил, что в ходе подготовки собственного законопроекта китайские парламентарии консультировались с российскими коллегами и заимствовали их опыт. "Это не мы им писали закон, но определенное влияние было. Необходимость в таком законе в Пекине ощутили после начала протестов в Гонконге осенью прошлого года. Китайские власти, видимо, пришли к выводу, что иностранные неправительственные организации играют в Гонконге активную роль",— заявил "Ъ" господин Сидякин.