"Парижские таксисты устраивают костры из покрышек прямо на магистралях"
Во Франции началась массовая забастовка таксистов. Профсоюзы объявили, что намерены блокировать подъезды к основным аэропортам и железнодорожным вокзалам страны. Собственный корреспондент "Коммерсантъ FM" в Париже Дарья Злотникова рассказала подробности ведущей радио новостей Светлане Токаревой.
— В связи с чем таксисты проводят забастовку, почему они ополчились на Uber?
— Утро в Париже с точки зрения транспортной ситуации выдалось очень сложным, потому что уже заблокированы подъезды к нескольким терминалам основных аэропортов — Шарль-де-Голль и Арли, и также таксисты блокировали несколько вокзалов в центре города, транспортные узлы на окраинах. Они устроили заграждения, баррикады на бульваре Периферик — это окружной бульвар, аналог, наверное, московского МКАДа, который движется с самого утра очень сложно, очень тяжело там проехать. А причина всего этого — война между легальными таксистами и компанией Uber, которая во Франции в последнее время предлагает не только свой стандартный сервис UberTaxi, но и сервис UberPool — это такая система, в которой могут участвовать не только зарегистрированные таксисты, не только те, кто зарегистрирован как предприниматель, но и частники, так называемые бомбилы. Простые французы, которые имеют машину, могут зарегистрироваться там и предлагать свои услуги в качестве перевозчиков таксистов — такой нелегальный бизнес.
— А в целом насколько серьезная обстановка?
— На самом деле, обстановка серьезно накаляется, потому что произошло уже несколько столкновений, таксисты действительно очень возмущены, они жгут покрышки, устраивают костры прямо на магистралях. В Париже и в нескольких городах произошли даже такие серьезные столкновения, перевернули несколько машин частных извозчиков, которые были припаркованы недалеко от аэропорта, еще кое-где. Несколько машин закидали яйцами, нескольким — прокололи шины и так далее, происходят нешуточные баталии.
— Таксисты даже обещают блокировать аэропорт Шарль-де-Голль, насколько это вероятно?
— Там уже серьезные проблемы: к аэропорту очень сложно подъехать. Утром они перекрывали доступ к трем терминалам, из-за этого подъезд к остальным тоже затруднен. То есть попасть туда, конечно, можно, но вероятность опоздать на самолет очень-очень велика.
— То есть туристам и жителям Парижа нужно быть готовыми к определенным трудностям с вылетом?
— Да, безусловно, очень серьезные пробки, кроме того пробки на окружном бульваре — вещь, которая парализует отчасти весь Париж, по крайней мере, не центр, но его окраины и подъезды к пригородам очень серьезно заблокированы.
— Как власти реагируют на все происходящее?
— Власти, поскольку это официальная забастовка, призывают таксистов держаться в рамках разумного, соблюдать правила приличия и не скатываться до каких-то агрессивных действий. Кроме того, власти обещают таксистам помочь, пересмотреть вопрос, решить как-то вопрос с таксистами Uber, хотя в данный момент непонятно, как это сделать. Конечно, сервис UberPop, который предоставляет услуги частных таксистов, незарегистрированных нигде, — это абсолютно нелегальная вещь, но как перевести ее в легальное русло или как ее запретить, непонятно.
С одной стороны, эти люди не платят налоги, эти люди не платят никакие отчисления в социальные фонды, это просто частники, которые зарабатывают быстрые деньги на том, что перевозят людей. Кроме того, у них нет ни страховки, ни специального образования. Таксисты говорят, что это разрушает их профессию, что любой человек может сесть за руль и работать таксистом, так это не делается. С другой стороны, во Франции существует совершенно легальная система car sharing, она многим уже знакома. Когда человек ищет себе попутчиков, которые затем ему компенсируют расходы на бензин, грубо говоря, из точки "А" в точку "Б", предлагает поездку, и человек, которому с ним по пути, может поехать вместе с ним в машине и компенсировать ему расходы за это. UberPop маскируется, на самом деле, под эту систему, и как здесь различить этот сервис совместных поездок и настоящий такси-бизнес, непонятно.
— Да, но если я не ошибаюсь, этот сервис становится достаточно популярным, набирает обороты, и руководство Uber как-то ответило на претензии официальных таксистов, комментирует сложившуюся ситуацию?
— Руководство Uber говорит о том, что таксисты просто не хотят видеть рядом с собой конкурентов, хотят дальше делать деньги так, как они привыкли, просто они боятся перемен. Естественно, Uber старается держать все в максимально легальном русле, насколько это возможно. Как я уже сказала, это такая брешь в законодательстве, которую пока непонятно, как закрыть. Есть несколько законопроектов, которые сейчас разрабатываются по этому поводу, но нужно еще очень много поработать, потому что непонятно, как все-таки дифференцировать людей, которые, например, подвозят каких-то попутчиков с благими намерениями за небольшую компенсацию, и людей, которые по-серьезному работают таксистами, просто не декларируя никак свою профессию.
— Но на твоих сегодняшних планах эта забастовка никак не сказалась?
— Я, к счастью, перемещаюсь ближе к центру Парижа, поэтому забастовка меня не тронула. Центр Парижа движется нормально с обычными утренними пробками, которые для него характерны. Единственное, что возле вокзалов, конечно, можно наблюдать очень яркие, очень агрессивные выступления таксистов, которые там устраивают свои баррикады, все завешивают лозунгами, лозунги, кстати, очень интересные. Как обычно, пошел в ход такой полюбившийся французам лозунг "Je suis Charlie", который переиначили в "Je suis Taxi" — "Я такси", что, конечно, немножко странно звучит, но, тем не менее, таксисты так говорят о том, что их проблемы действительно насущные, это рабочие места, это деньги, семьи, которые они кормят.