У Сбербанка одной картой меньше
Сбербанк закрывает свой карточный проект, который работал более 20 лет.
На прошлой неделе первый зампред Сбербанка Максим Полетаев рассказал газете "Коммерсантъ", что карточный проект ПРО100, скорее всего, будет закрыт. Таким образом, завершается более чем 20-летняя история сбербанковской платежной системы, начавшаяся еще в 1993 году.
"27 мая были персонифицированы первые пластиковые карточки Московского банка СБ РФ. На вчерашнем закрытом заседании правления банка их вручили всем членам правления. Карточку N1 получил председатель правления Геннадий Солдатенков",— писал тогда "Коммерсантъ". Правда, тот проект был разработан фирмой IBS специально для Московского банка Сбербанка и просуществовал недолго. Впоследствии Московский банк перешел на карты STB-Card — вместе с банком "Столичный" он являлся крупнейшим акционером этой системы.
А Сбербанк России уже в 1994 году запустил проект "Сберкарт", проживший около 15 лет. В его основе были технологии австрийской компании BGS Industrial и карта французской компании Gemplus. При этом первые упоминания о "Сберкарте" появились только в августе 1996 года. Так или иначе система довольно успешно развивалась в регионах, поскольку оказалась удобной для зарплатных проектов.
Стоит напомнить, что в те времена централизованной системы управления в Сбербанке фактически не существовало — каждый территориальный банк и даже филиал мог вести самостоятельную финансовую политику. Технология, предложенная BGS, хорошо подходила для такого локального применения. Но именно в этом отчасти и заключалась проблема платежной системы "Сберкарт" — она была изначально не приспособлена для централизованного управления. И, когда вольница для территориальных банков Сбербанка закончилась, эту проблему пришлось решать.
Второй проблемой стала моноэмитентность. В 2008 году ее попытались решить, преобразовав "Сберкарт" в Объединенную российскую платежную систему (ОРПС), куда сразу пригласили сторонние банки. В 2010 году было принято решение о ликвидации "Сберкарт" и создании системы ПРО100. Очевидно, что расчет здесь был на то, что национальная платежная система будет строиться именно на основе ПРО100. Однако Национальная система платежных карт решила создавать российскую карту с нуля, таким образом, по сути, поставив крест на проекте Сбербанка. "Очевидно, что ситуация существенно изменилась, и мы не видим перспектив развития проекта",— признал Максим Полетаев.