Парк кризисного периода
Несмотря на санкции и нестабильную ситуацию в экономике, инвесторы, за исключением единичных случаев, не сворачивают свои производства в Самарской области. Появляются новые резиденты как в ОЭЗ «Тольятти», так и в технопарке «Жигулевская долина». Проявляют компании интерес и к индустриальному парку «Преображенка». Правда, как отмечают эксперты, в последнее время наблюдается некоторая сдержанность иностранных инвесторов в части принятия решений. При этом аналитики говорят, что сложившаяся ситуация может стать катализатором для развития российских производств.
— тенденции —
Экономику «лечат» инвестициями
Для экономики Самарской области и России в целом 2015 год оказался весьма сложным. Один из важных инструментов стабилизации экономики, привлечения в регион инвесторов, как иностранных, так и российских, — создание различных индустриальных и технологических парков, особой экономической зоны «Тольятти». Однако кризис, по мнению экспертов, может сказаться в большей или меньшей степени и на реализации этих проектов.
В настоящее время резидентами ОЭЗ «Тольятти» являются 16 компаний с общим количеством новых рабочих мест порядка 5 тыс. В тестовом режиме на территории ОЭЗ запущен первый завод — «Нобель Автомотив Русиа». Завершается строительство завода «Эдша Тольятти». По планам регионального кабинета министров, за 2012–2020 годы в ОЭЗ должно быть создано свыше 13 тыс. рабочих мест, фактически их создано около 260.
Кроме того, в конце 2014 года состоялось открытие технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» в Тольятти. Он является одним из крупнейших технопарков в России. Всего к 2018 году в «Жигулевской долине» планируется создать больше 3 тыс. рабочих мест, свыше 2 тыс. уже существуют. Проводится работа по развитию на территории области системы индустриальных парков. Готов к приему резидентов индустриальный парк «Преображенка» в Волжском районе области. На его территории возможно размещение ряда производств с общей численностью работающих около 4,5 тыс. человек. В настоящее время начали работу три резидента с планируемым количеством создаваемых рабочих мест свыше 1 тыс. Якорным резидентом парка «Преображенка» является компания Bosch (ООО «Роберт Бош Самара»), которая завершает первый этап строительства завода по производству автокомпонентов.
В Чапаевске по инициативе правительства области на площади 200 га создается индустриальный парк «Чапаевск». При полной загрузке он способен принять около 12 резидентов и обеспечить рабочими местами примерно 1,5 тыс. человек, как ранее сообщили в правительстве области. Якорным резидентом парка является компания «Кнауф гипс Челябинск», строящая завод по производству гипсовых вяжущих и сухих гипсовых смесей. Реализация проекта запланирована на 2014–2017 годы и позволит создать порядка 60 новых рабочих мест.
ОЭЗ пошла во вторую очередь
Как рассказал «Ъ‑Инвестиции»генеральный директор ОАО «ОЭЗ ППТ „Тольятти”» Алексей Пахоменко, 2015 год станет для проекта ключевым. «Уже в ближайшее время мы запустим первую очередь особой экономической зоны. Это территория площадью 181 га, на которой построена вся необходимая промышленная инфраструктура, включая дороги, электрические сети, очистные сооружения. В этом году начнут работу семь новых заводов, и площадка ОЭЗ из строительной превратится в производственную. Для региона это означает, что появятся новые рабочие места, увеличатся налоговые поступления, а современные высокотехнологичные производства дадут толчок развитию промышленности. Среди резидентов ОЭЗ уже сейчас есть компании из самых разных отраслей — это не только автопром, но и фармацевтика, бумажная промышленность, газовая, у некоторых проектов нет аналогов во всем регионе», — сообщил господин Пахоменко. Кроме того, уже началось строительство второй очереди ОЭЗ, территория которой почти в полтора раза больше первой и составляет 245,6 га. В 2016 году планируется приступить к освоению третьей очереди (233 га) с завершением всех работ в 2017 году.
Напомним, особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти» расположена в непосредственной близости от площадки АвтоВАЗа и занимает площадь 660 га. Согласно планам региональных властей, территория ОЭЗ будет полностью обеспечена всей необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой. Резиденты зоны смогут воспользоваться современными производственными, складскими и офисными помещениями в пределах ее территории. Создание необходимой для ведения производственной деятельности инфраструктуры финансируется из бюджетных и внебюджетных источников. Общий объем инвестиций на строительство объектов внутриплощадочной инфраструктуры и подведение инженерных коммуникаций к территории особой экономической зоны спрогнозирован в размере €340 млн, в том числе за счет внебюджетных средств — €140 млн, из средств федерального бюджета — €180 млн, областного и местного бюджетов — €20 млн. По состоянию на июнь 2015 года вложения в реализацию проекта ОЭЗ «Тольятти» составили около 8,5 млрд рублей. При этом заявленные инвестиции резидентов, по данным официального сайта ОЭЗ, превышают 18,8 млрд рублей (около €308 млн по курсу ЦБ РФ на 24 июня 2015 года. — «Ъ‑Инвестиции»).
Компании, решившие реализовать свои проекты на территории ОЭЗ, также получают налоговые и таможенные преференции. Так, они освобождаются на срок до пяти лет от уплаты земельного и транспортного налогов, на срок до 10 лет — от уплаты налога на имущество. Кроме того, в апреле 2012 года властями Самарской области были внесены изменения в региональное налоговое законодательство, согласно которым для резидентов ОЭЗ устанавливается пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в областной бюджет, в размере 0% на период до конца 2018 года. Затем ставка будет постепенно повышаться до 13,5% (15,5% в итоге) к 2025 году. Кроме того, для резидентов особых экономических зон действует свободный таможенный режим, что позволяет инвесторам сократить затраты при приобретении импортного оборудования, ресурсов и материалов или экспорта готовых изделий. При размещении производства за пределами зоны производитель по нормам российского законодательства должен уплатить таможенные пошлины в размере 10% от таможенной стоимости товара, работы или услуги.
Не резидентом единым
«Резидентами ОЭЗ являются 16 компаний, большинство из которых — представители крупных международных холдингов. В этом году начнут работу «СИЕ Аутомотив Рус» (Испания), «Эдша Тольятти» (Германия), «Хай-Лекс Рус» и «Атсумитек Тойота Цусе Рус» (Япония), Тольяттинская бумажная фабрика (Россия), «Манн + Хуммель Тольятти» (Германия), «Праксайр Самара» (США). В общей сложности все 16 резидентов планируют вложить в свои проекты почти 19 млрд рублей и создать порядка 4,5 тыс. рабочих мест. Заявленные государственные инвестиции в инфраструктуру — около 13,5 млрд рублей», — рассказал «Ъ‑Инвестиции» Алексей Пахоменко.
Правда, в марте 2015 года один из резидентов ОЭЗ «Джей-ви системз» заморозил свой проект. Напомним, концерн General Motors в конце марта объявил о радикальной реструктуризации бизнеса в России. Компания сообщила об уходе с рынка марки Opel, оставив только премиальные Chevrolet Tahoe, Camaro и Corvette, а также Cadillac. Тогда же было принято решение об остановке строительства завода по сборке нового поколения «Шевроле-Нива» в особой экономической зоне «Тольятти». Компания была одним из основных инвесторов ОЭЗ, и ряд резидентов должен был стать ее поставщиками. Как отметили на предприятии, строительство нового производства завершено на 75%. «В настоящее время все работы по новому проекту приостановлены, никаких дополнительных заявлений мы не делаем», — пояснили в компании.
Ранее в СМИ Алексей Пахоменко заявлял, что «Джей-ви системз» действительно якорный резидент ОЭЗ «Тольятти», который имеет самый большой объем инвестиций. «Но пока напрямую с ним была связана только одна компания — «АЗ Пауэртрэйн» (Индия). Это компания, которая заявила свой проект по созданию двигателей для легковых автомобилей», — отмечал господин Пахоменко. «Ъ‑Инвестиции» он сообщил, что проект «Джей-ви системз» «продолжает жить». «На сегодняшний день все резиденты продолжают работу согласно своим графикам, никто не отказался от своих планов. У большинства компаний достаточно широкий список потребителей, который позволяет перераспределить объем заказов так, чтобы оставаться устойчивыми и соблюсти интересы производства, продолжив реализацию проекта», — добавил Алексей
Пахоменко.
Технологии уходят в долину
Как рассказали «Ъ‑Инвестиции» в пресс-службе технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина», в конце апреля по результатам заседания экспертного совета в качестве резидентов было отобрано десять компаний. Cреди них ООО «Грин энерджи», ООО «Комфорт-тюнинг», ООО «Мибим», ООО «Омега», ООО «Промметэкс», ООО «Технекс силовые агрегаты Рус». По прогнозам компаний, суммарный объем инвестиций в их проекты в течение пяти лет составит 3,5 млрд рублей.
При этом всего в качестве резидентов технопарка одобрена 141 компания — в общей сложности они собираются реализовать 154 проекта. Но работают на территории технопарка пока 42 резидента, которые реализуют проекты по направлениям «информационные и телекоммуникационные технологии», «транспорт и космические разработки», «энергоэффективность и энергосбережение», «химия и разработка новых материалов», «биотехнологии и медицина». Сейчас на площадке технопарка резидентами созданы 443 рабочих места. Крупнейшие резиденты технопарка — ООО «БИА», ООО «Директ лайн», ООО «Роберт Бош», ООО «УАЗ Автокомпонент», ООО «Тара+», ООО «Аскон-Волга», ООО «Профтруба». «Суммарный объем планируемых вложений данных компаний в проекты сроком на пять лет составляет 20,6 млрд рублей», — рассказали «Ъ‑Инвестиции» в пресс-службе технопарка.
Напомним, «Жигулевская долина» была запущена в конце прошлого года, она является одним из крупнейших технопарков России. Общая площадь объектов составляет 55,4 тыс. кв. м. Основной задачей технопарка является предоставление поддержки проектам и компаниям, работающим в сфере инноваций и высоких технологий на всех стадиях — от идеи до внедрения на рынок конечного продукта. По планам разработчиков проекта, в одном месте будут собраны более ста компаний, молодые талантливые ребята и опытные профессионалы с перспективными проектами, привлечены крупные международные компании — лидеры в сфере инновационных разработок, имеющие многолетнюю бизнес-историю.
На территории технопарка при этом создается комфортная для работы резидентов среда, на площадке сосредоточиваются вся инфраструктура и сервисы, необходимые для оперативной и эффективной работы. Резидентам предоставляются на льготной основе современные офисные, лабораторные, производственные помещения, гостиница, ресурсы общественно-делового центра (с выставочным центром, конференц-залом, зоной питания), бизнес-инкубатора, дата-центра, учебно-тренингового центра. Практически без отрыва от рабочего места резиденты смогут пользоваться услугами банков, юридических, бухгалтерских, рекламных и других сервисных компаний на льготных условиях.
Общая стоимость проекта — 4,8 млрд рублей. Финансирование осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов. Как рассказали «Ъ‑Инвестиции» в пресс-службе «Жигулевской долины», в 2015 году областным бюджетом предусмотрено 450 млн рублей на дооснащение центра технического обеспечения технопарка.
Парковая зона
В Самарской области также создаются индустриальные парки. В частности, в Волжском районе, в 100 м от границы Самары, расположен индустриальный парк «Преображенка». Это управляемый единым оператором (управляющая компания ОАО «Технопарк») комплекс, состоящий из земельных участков с производственными, административными, складскими и иными помещениями и сооружениями, обеспеченный энергоносителями, инженерной и транспортной инфраструктурой и административно-правовыми условиями для размещения производств на территории Самарской области.
Общая площадь индустриального парка «Преображенка» составляет 170 га, из них 35,2 га уже передано резидентам, 34,3 га занимают сервисная зона, дороги и коридоры сетей, 4 га зарезервировано для потенциальных резидентов, 94,5 га — свободно для размещения инвестпроектов.
Инвесторам, желающим разместить свое производство на площадке «Преображенки», предлагается передача земельного участка через механизм возмездной переуступки права аренды на период строительства, аренда при этом будет стоить от 1,97% (предельная ставка не уточняется. — «Ъ‑Инвестиции») кадастровой стоимости за 1 га в год. После ввода объекта в эксплуатацию резидент получает право выкупить земельный участок в собственность по части кадастровой стоимости: до 15 июля 2015 года — за 40% от кадастровой стоимости, с 15 июля 2015‑го до 15 июля 2016 года — за 50% от кадастровой стоимости.
По данным официального сайта индустриального парка, его резидентами на данный момент являются четыре компании: ООО «Самаратрансавто‑2000» (строительство производственно-складского комплекса), ООО «Комплексные энергетические системы» (организация производства комплектных трансформаторных подстанций), «Роберт Бош Самара» (строительство завода направления «автомобильные технологии») и ГК DoorHan (создание муниципального масштабируемого индустриального парка).
Ставка на своих
Говоря о нынешней ситуации в ОЭЗ и перспективах на будущее, Алексей Пахоменко отмечает, что, безусловно, экономическая ситуация влияет на всю инвестиционную активность. «Сейчас мы наблюдаем некоторую сдержанность в принятии решений об инвестировании со стороны западных компаний. При этом активный интерес проявляет российские инвесторы, причем не только из автопрома, а из самых разных отраслей», — рассказывает господин Пахоменко, поясняя, что в целом больший акцент на данный момент руководство площадки делает на реализации проектов действующих резидентов. «Их активность сегодня очень высока, и цифры являются тому подтверждением: сегодня у нас на рубль вложенных государственных средств приходится почти 1,7 рубля внебюджетных инвестиций. Этого результата мы достигли за два с половиной года работы, тогда как средний показатель по всем российским ОЭЗ спустя целое десятилетие лишь немногим больше — 2,5 рубля — такие данные приводятся в интервью заместителя министра экономического развития РФ Александра Цыбульского», — отмечает генеральный директор ОАО «ОЭЗ ППТ „Тольятти”».
Представители «Жигулевской долины», в свою очередь, поясняют, что резиденты технопарка — это предприятия и организации малого и среднего бизнеса, которые не столь сильно зависимы от изменений макроэкономической ситуации, как крупные промышленные предприятия. «Порядка половины резидентов технопарка занимаются разработками в сфере ИТ и вопросами импортозамещения и в данный момент практически не ощущают отрицательного влияния в российской и мировой экономике. Более того, можно сказать, что это дополнительный шанс для развития собственного бизнеса предпринимателями. Также ряд резидентов технопарка поставляет свою продукцию на экспорт — доля данной продукции в общей выручке резидентов составляет почти 2%», — рассказали «Ъ‑Инвестиции» в технопарке «Жигулевская долина».
Эксперты при оценке перспектив дальнейшего развития особой экономической зоны, технопарка и индустриальных парков во мнениях разошлись. Так, ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что ОЭЗ в Тольятти развивается успешно. «Действительно, одним из ключевых направлений деятельности ОЭЗ является производство автомобилей и автокомпонентов, но замораживание проекта General Motors вряд ли существенно отразится на остальных резидентах. Во‑первых, потому, что это решение может быть пересмотрено и проект будет осуществлен. Во‑вторых, производители автокомпонентов, реализующие свои проекты в Тольятти, будут производить множество наименований продукции для самых разных машин, так что им не составит труда начать сотрудничать с другими автопроизводителями. В‑третьих, в стране есть вторичный рынок запчастей и комплектующих для уже выпущенных машин, который по объему не уступает первичному рынку, и резиденты ОЭЗ могут выпускать продукцию именно для него», — рассуждает господин Баранов.
И ОЭЗ, и индустриальные парки, и технопарки, по мнению Дмитрия Баранова, — уникальные инструменты развития экономики, которые создаются на перспективу. «При создании ОЭЗ и парков текущие экономические условия, как правило, не принимаются в расчет, точнее, служат в качестве некоей отправной точки, но уж точно не являются основанием для принятия решения о создании таких структур. Объясняется это тем, что они призваны решать не текущие проблемы отрасли и (или) региона, а создаются на перспективу, как правило, на несколько десятилетий. И базироваться на текущей ситуации совершенно неверно, потому что экономика постоянно меняется, и то, что сегодня было верным, завтра может стать помехой в развитии. Поэтому нынешняя непростая ситуация в экономике вряд ли как-то повлияет на ОЭЗ и парки как в регионе, так и в стране в целом. Все проекты в них будут и дальше воплощаться в жизнь. Любой кризис невечен, закончится и нынешний, и все то, что будет производиться здесь, будет востребовано. Так что перспективы всех таких проектов в регионе — отличные. Нынешняя экономическая ситуация может повлиять на сроки реализации некоторых проектов, да и то не факт, что это произойдет», — убежден господин Баранов. Правда, он добавил, что, возможно, непростое положение в экономике и определенная политическая нестабильность могут повлиять на сроки появления в ОЭЗ новых резидентов, но, по его мнению, учитывая, что нет никакой срочности в ее заполнении, это не так уж и важно — они появятся позже.
Директор аналитического департамента ИК «Golden Hills-капиталъ АМ» Михаил Крылов, напротив, считает, что ситуация в ОЭЗ «Тольятти» складывается очень непросто. «Большинство резидентов испытывает на себе влияние кризиса. В сравнении с другими ОЭЗ РФ здесь велико значение регионального фактора. Заморозка проекта «GM-АвтоВАЗ», вероятно, усложнит поиск рынка сбыта для других резидентов ОЭЗ, некоторые из них планировали производство под этот проект, — рассуждает господин Крылов. — Нынешняя экономическая (и макроэкономическая) ситуация имеет сильное негативное влияние на деятельность парков „Жигулевская долина”, „Преображенка”, „Чапаевск”. Поиск клиентов, рынка сбыта наталкиваются на всеобщее стремление к экономии. Промышленные проекты можно считать относительно перспективными, потому что они представляют собой целый спектр отраслей с высоким потенциалом роста. Перспективы развития индустриальных парков и ОЭЗ региона, прихода в них новых инвесторов, в том числе иностранных, в 2015 году могут ухудшиться, потому что особый налоговый режим больше не привлекает инвесторов в регион, когда в нем переживает сложности градообразующее предприятие». В будущем ОЭЗ «Тольятти», а также индустриальные парки региона могут быть интересны инвесторам из Китая и Казахстана, поскольку находятся в географической близости от их локализации, считает Михаил Крылов.
Не очень позитивен в оценке ситуации в ОЭЗ «Тольятти» и эксперт-аналитик MFX Broker, ведущий аналитик MFX Capital Антон Краско. По его мнению, текущая ситуация в ней пока остается довольно печальной. «Общий объем выпуска продукции не превышает
и 15 млрд рублей при общих инвестициях более чем в 12 млрд рублей. Безусловным дополнительным негативным фактором является также заморозка проекта по выпуску новой „Шевроле Нива” — на этот проект СП „GM-АвтоВАЗ” собиралось потратить 6,2 млрд рублей. Из-за отмены этого проекта, вероятнее всего, пострадает также и ряд других, которые были специально ориентированы на поставку тех или иных деталей для новой „Нивы”. Учитывая то, что эта зона ориентирована на автомобильную промышленность (в частности, производство автокомплектующих и непосредственную сборку автомобилей), текущее состояние и ближайшие перспективы остаются крайне нерадужными из-за сокращения авторынка в России (в текущем году общие продажи автомобилей сократятся не менее чем на 25%). Тем не менее в перспективе года-двух ОЭЗ и индустриальные парки Самарской области смогут извлечь выгоду из сложившейся ситуации, поскольку постепенно отечественная продукция будет все больше распространяться на внутренний рынок, а также благодаря девальвации рубля со временем будут осваиваться и экспортные направления. По мере восстановления авторынка объем производства ОЭЗ также будет расти. Однако произойдет это не ранее третьего-четвертого кварталов 2016 года, когда ожидается значительное смягчение политики ЦБ и облегчение доступа компаний к финансированию (в том числе и экспортному)», — рассуждает господин Краско.
По мнению руководителя аналитического департамента QB Finance Дмитрия Кипы, остановка строительства завода в ОЭЗ не является форс-мажорным обстоятельством. «Судя по всему, в «GM-АвтоВАЗ» просто решили сменить подрядчика строительства. Это обычная рядовая ситуация, будет найден новый подрядчик, который их устроит, и производства, заточенные под новую „Шевроле Нива“, не останутся без работы. ОЭЗ „Тольятти” активно развивается, и завод „Шевроле Нива”, хотя и важен, не является там ключевым системообразующим проектом», — рассуждает господин Кипа. Говоря же о ситуации в индустриальном парке «Преображенка» и технопарке «Жигулевская долина», он отмечает, что на первый взгляд замедление экономики РФ должно оказать сильное влияние на замедление темпов их развития. «Но пока этого незаметно. И полагаю, вот почему: самым ключевым ресурсом для таких парков считаю квалифицированную рабочую силу, и эти люди пока держатся за свои рабочие места, несмотря на падение покупательной способности их зарплат в связи с падением рубля. Ситуация будет зависеть от способности руководства предприятий создать привлекательную компенсацию для персонала, обеспечить если не рост зарплат, то увеличение льгот», — полагает Дмитрий Кипа.