Вливания у Волги
Один из крупнейших инвестпроектов Самарского региона в области туризма — создание туристско-рекреационного комплекса «Жигулевская жемчужина», куда войдут горнолыжный курорт, гольф- и яхт-клубы и ряд других объектов. Строительство туристической зоны обойдется в 14 млрд рублей и будет вестись за счет федеральных средств и денег частных компаний. По словам экспертов, с учетом текущей экономической ситуации проекты развития внутреннего туризма имеют большие шансы на успех.
— туризм —
Проект строительства туристско-рекреационного комплекса (ТРК) «Жигулевская жемчужина», который будет размещен в Самарской области на территории национального парка «Самарская Лука», был задуман еще несколько лет назад. Однако более четкие перспективы он получил только в прошлом году, когда смог войти в федеральную программу развития внутреннего туризма.
По информации департамента туризма Самарской области,
ТРК «Жигулевская жемчужина» расположится на правом берегу реки Волги, на территории национального парка «Самарская Лука». Проект предполагает строительство целого ряда туристических объектов: горнолыжного курорта, этнографической деревни, полей для гольфа, спа-комплекса, гостиниц, отелей, парковок. Кроме того, планируется обустроить пляжи на Волге и внутренних озерах.
«Жигулевская жемчужина» будет обеспечена необходимой транспортной инфраструктурой. Помимо ремонта и реконструкции существующих дорог планируется организовать паромную переправу из Самары. Также предполагается, что ТРК будет соединен с Самарой канатной дорогой. Инвесторами строительства выступили самарская ассоциация «Версиво», компании «Ространстерминал» и «Скадо». Предполагается, что канатная дорога будет оборудована 15‑местными кабинами и напрямую свяжет Самару с Рождествено. Помимо канатной дороги, проект предусматривает создание на конечных станциях в Самаре и Рождествено досугово‑развлекательных центров, включающих в себя рестораны, бары, кафе и боулинг. Запланировано обустройство набережной и строительство многоярусной парковки в районе улицы Соколова в Самаре. В настоящее время компания «Версиво» занимается подготовкой документации по планировке территории для создания канатной дороги.
Строительством канатной дороги в Самаре заинтересовалась и французская Poma. «Компания заинтересована принять участие в строительстве канатной дороги Самара — Рождествено и предлагает связать подвесной трассой железнодорожный вокзал со строящимся районом „Южный город“», — сообщили в пресс-службе администрации Самары. Однако каких-либо соглашений на этот счет пока не подписано.
Как ранее отмечал руководитель департамента туризма Самарской области Михаил Мальцев, проект предполагается реализовать в несколько этапов. «Проект, по сути, состоит из четырех отдельных инвестиционных проектов: проект канатной дороги с прилегающей туристской инфраструктурой, проект в Ширяево, отдельный проект в Рождествено и проект в Подгорах. Все они могут быть реализованы независимо друг от друга, но есть приоритетный — канатная дорога, так как он является обеспечивающим проектом транспортной инфраструктуры для „Жигулевской жемчужины”. Соответственно, его реализация рассматривается в первоочередном порядке», — отмечал он.
Greenpeace против
Против проекта строительства ТРК на территории нацпарка «Самарская Лука» выступила международная общественная организация Greenpeace. Весной 2015 года «зеленые» обратились к министру природных ресурсов и экологии РФ Сергею Донскому с просьбой пересмотреть проект особой зоны туристско-рекреационного типа «Жигулевская жемчужина», которая должна быть создана на территории национального парка «Самарская Лука». «Проект противоречит существующему законодательству по следующим причинам: данным проектом предусмотрено существенное сокращение площади заповедной и особо охраняемой зон национального парка», говорится в обращении.
Как сообщается в письме, на территории нацпарков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природе, в том числе строительство дорог, трубопроводов, линий электропередачи и хозяйственных объектов.
«Таким образом, проект положения противоречит подпункту „д” пункта 2 статьи 15 Федерального закона „Об особо охраняемых природных территориях”», говорится в письме. Greenpeace просит ведомство изменить проект в соответствии с законодательством.
Тем не менее, несмотря на обращение Greenpeace, федеральным ведомством были внесены изменения в положение о национальном парке «Самарская Лука», которые уменьшают площади заповедной и особо охраняемой зон парка. «Сейчас мы оспариваем документ в Верховном суде. Первое заседание пройдет в сентябре», — сообщили «Ъ‑Инвестиции» в Greenpeace. Как пояснили в общественной организации, у Greenpeace уже есть опыт подобных судебных разбирательств в других регионах. «В аналогичной ситуации в Республике Коми суд поддержал наши требования», — сказал собеседник «Ъ‑Инвестиции».
Волга как бренд
В целом проект «Жигулевская жемчужина» планируется реализовать в течение девяти лет с момента начала финансирования. Разработчики рассчитывают, что федеральное финансирование откроется в 2016 году. Общая стоимость проекта составит более 14 млрд рублей. Сообщалось, что 2,05 млрд рублей будет выделено из федерального бюджета, 353 млн рублей — из областного и местного бюджетов, остальные средства —
деньги частных инвесторов.
Среди инвесторов проекта, помимо корпорации «Версиво», назывались только две компании: «Корпорация Кошелев», которая планировала войти в ТРК с проектом туристической деревни «Новая Рязань», и ООО «Бизнес-клуб г. Тольятти» с проектом «Жигулевский ковчег — Белогорье». Оба проекта предполагают строительство гостиничных комплексов с фермами, национальными строениями, садами, огородами и т. д.
По мнению экспертов, перспективы реализации проекта «Жигулевская жемчужина» очень высоки и количество инвесторов может значительно увеличиться. Внутренний туризм в России вполне может быть интересен бизнесу: у этого рынка огромный потенциал роста, а порог входа весьма низкий, отмечают специалисты.
По словам директора по инвестициям QB Finance Дмитрия Лепешкина, проект имеет очень хорошие перспективы. «В принципе наличие государственного финансирования для туристической отрасли — это довольно редкое явление, поэтому даже с этой точки зрения он вполне привлекателен для частных инвесторов. Кроме того, сейчас, когда рубль существенно ослаб относительно других валют, внутренний туризм динамично развивается, а Волга — это привлекательный туристический объект для многих российских туристов. Поэтому потенциал, без сомнения, большой, на Волжском побережье наблюдается острый дефицит туристической инфраструктуры высокого уровня», — считает он.
«С декабрьских максимумов доллар США подешевел по отношению к рублю почти на 30%, а евро — почти на 40%. Однако российская валюта по-прежнему сильно ослаблена по сравнению с прошлогодним уровнем. Это автоматически ведет к значительному росту стоимости зарубежного отдыха для населения в пересчете на рубли. Более того, на девальвацию накладывается и снижение платежеспособного спроса. Таким образом, спад выездного турпотока из РФ на 30–40% по итогам года выглядит вполне реалистичным сценарием», — отмечает финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. По его словам, эту негативную тенденцию в некоторой степени нивелирует рост внутреннего туризма, который оценивается в 15–20%.
«Рост турпотока будет связан с ценовым конкурентным преимуществом. Поскольку, на мой взгляд, в ближайший год и даже более не стоит ожидать существенного укрепления рубля, инвестпроекты в сфере туризма в РФ в целом и в Самарской области в частности выглядят привлекательными», — отмечает эксперт.
По словам господина Лепешкина, развитие внутреннего туризма — это приоритетное направление в контексте геополитической напряженности. «Поэтому сокращение федерального финансирования, с нашей точки зрения, маловероятно. Несколько сокращен может быть объем инвестиций из регионального бюджета, но это может быть компенсировано различными льготами и субсидиями для частных инвесторов», — резюмирует он.