Lada вывезут за рубеж на Renault-Nissan
Акционер АвтоВАЗа пустит марку в свои сети
После того как президент АвтоВАЗа Бу Андерссон заявил о планах по развитию экспорта и двукратному увеличению продаж за границей, основной владелец завода Renault-Nissan решил помочь заводу сэкономить на выходе за рубеж. Президент Renault-Nissan Карлос Гон готов предоставить для Lada услуги дистрибуторов альянса. На рынке не сомневаются в правильности решения, но сохраняется некоторый риск "каннибализма" брендов альянса.
Переизбранный вчера глава совета директоров АвтоВАЗа, президент Renault-Nissan Карлос Гон заявил, что российскому заводу нужно сконцентрироваться на экспорте, а для продажи Lada будет использоваться дилерская сеть Renault-Nissan. На АвтоВАЗе вчера не пояснили подробностей, но источник "Ъ" в альянсе сообщил, что пока это "проект без проработанных деталей".
Сейчас для завода основными экспортными рынками являются Казахстан, Азербайджан и Украина, Lada также продается в Египте и Латинской Америке. В Европу поставки прекратились осенью 2014 года из-за несоответствий техническим стандартам, но в июне президент АвтоВАЗа Бу Андерссон говорил, что несоответствия устранены и поставки возобновят в сентябре-октябре. В прошлом году экспорт Lada упал на 34%, до 51,7 тыс. машин, но, по данным Минэкономики, в январе--апреле завод нарастил экспорт на 9,4%. По итогам года АвтоВАЗ рассчитывает удвоить объемы до 100 тыс. машин.
Собеседник "Ъ", близкий к Renault-Nissan, уверен, что идея продаж Lada через дилеров альянса "утопична", поскольку маркам придется делиться долей рынка. Но большинство опрошенных "Ъ" участников рынка называют идею удачной, отмечая, что "в рамках глобальной стратегии альянс ничего не теряет, поскольку бренд Lada принадлежит ему". Источники сомневаются, что внутри брендов альянса "может произойти каннибализм", поскольку "с учетом девальвации и низкой себестоимости АвтоВАЗ займет максимально бюджетную нишу и не потеснит Renault-Nissan".
Президент ГК "Фаворит Моторс" Владимир Попов (в прошлом дилер АвтоВАЗа) считает, что ситуация, когда компания выходит на новый рынок, "будучи стопроцентно зависимой от партнера, довольно зыбкая". Но, по его словам, "у альянса уже был аналогичный кейс с бюджетной маркой Datsun on-DO". Господин Попов полагает, что производитель потребует от дилеров выделения специальной зоны для марки, и, скорее всего, расходы частично возместит сам. Собеседники "Ъ" отмечают, что благодаря идее Карлоса Гона затраты завода на развитие экспорта существенно сократятся — если дилерская сеть будет развиваться усилиями Renault-Nissan, то заводу останется лишь инвестировать в продвижение марки.
Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" согласен, что идея задействовать дилеров Renault-Nissan рациональна, АвтоВАЗу не потребуется особых усилий для развития дистрибуции. "Каннибализм" брендов теоретически возможен, полагает он, но лишь по некоторым моделям. Регионами поставок могут стать Восточная Европа, Азия, Ближний Восток, говорит он, а в Западной Европе продвинуться сложнее из-за сильной конкуренции.