Премьер Армении опасается отключений электричества

Контекст

Энергосистема Армении работает по так называемой модели единого закупщика, который покупает энергию с электростанций по определенному для них государством тарифу, а затем продает ее потребителям — также по тарифам. Единым закупщиком в Армении является подконтрольная «Интер РАО» ЭСА. Тариф закупки различается: он выше для ТЭС, у которых высокие затраты на импортный газ, и ниже — для ГЭС и Армянской АЭС с более низкой себестоимостью энергии.

Такая модель начинает приносить единому закупщику убытки, если растет доля дорогой энергии ТЭС, что и произошло в Армении, например, в прошлом году, когда останавливалась АЭС. По словам премьера страны Овика Абраамяна, остановка продлилась 88 дней, а выработка АЭС была заменена энергией тепловых станций, «которая дороже примерно в шесть с половиной раз». В итоге закупщику не хватает собранных с потребителей средств на выплаты электростанциям: так, по данным “Ъ”, ЭСА пришлось для этого привлечь кредиты, только проценты по которым составили 8 млрд драмов. По данным источника “Ъ”, знакомого с ситуацией в энергетике Армении, у ЭСА соотношение долг/EBITDA составляет «более 20» (притом что, например, в российской энергетике для сетевых компаний считается критичным, когда этот показатель поднимается выше 3).

По информации источника “Ъ”, для покрытия возникших убытков ЭСА запрашивала у комиссии по регулированию общественных услуг (КРОУ) более значительного повышения тарифов. Это мотивировалось как убытками из-за остановки АЭС, так и другими причинами: в частности, долгами потребителей (только заводы «Наирит» и «Ванадзор-Химпром» должны около 2,5 млрд драмов — примерно $6 млн). Кроме того, по словам собеседника “Ъ”, ЭСА отмечала, что потери в сетях составляют 12,4%, тогда как КРОУ учла в тарифах лишь 11,2%, из-за чего компания теряет еще 1,8 млрд драмов. 16 июня гендиректор ЭСА Евгений Бибин сообщил председателю КРОУ Роберту Назаряну, что в такой ситуации компания не может гарантировать качества и надежности поставок электроэнергии, говорит источник “Ъ”. Это обеспокоило и правительство: господин Абраамян заявил вчера, что если не компенсировать ущерб ЭСА, то из-за неплатежей электростанциям «возникнет цепная реакция, которая будет иметь необратимые последствия для экономики: отключения электричества, которые сегодня кажутся прошлым, быстро вернутся в нашу жизнь». Речь идет о перебоях в энергоснабжении в 1990-х, когда Ереван остановил АЭС.

Владимир Дзагуто

Вся лента