Вот и приговорили
Решение суда по делу об убийстве Анны Политковской вступило в силу
Верховный суд (ВС) России вчера отклонил апелляционные жалобы пяти осужденных по делу об убийстве в октябре 2006 года обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской. Лишь одному из них, Джабраилу Махмудову, наказание было снижено на полгода. Таким образом, приговор Мосгорсуда, вынесенный по делу в июне 2014 года, вступил в законную силу. Это, в свою очередь, дает основание следователям СКР теперь переключиться на другое расследование — убийства журналиста Пола Хлебникова, организатором которого, по версии СКР, мог выступать чеченский криминальный авторитет Лом-Али Гайтукаев, получивший пожизненный срок за покушение на госпожу Политковскую.
Рассмотрение апелляционных жалоб организатора преступления Лом-Али Гайтукаева, непосредственного исполнителя убийства Рустама Махмудова, его братьев Джабраила и Ибрагима Махмудовых, а также бывшего рубоповца Сергея Хаджикурбанова, причастного к организации преступления, растянулось на три дня. В среду судейская коллегия решала вопрос об открытии заседания для публики (ранее было закрытым). А когда этот вопрос был решен положительно, большая часть четверга ушла на разбирательство ходатайств осужденных, из-за чего рассмотрение апелляций по существу затянулось до вечера.
Докладывая коллегии ВС материалы дела, председательствующий напомнил, что приговором Мосгорсуда от 9 июня прошлого года уроженцы Чечни Лом-Али Гайтукаев, его племянники братья Махмудовы, а также Хаджикурбанов были признаны виновными в убийстве Анны Политковской. А поскольку приговор основывался на вердикте присяжных, председательствующий подчеркнул, что обжалованию подлежит не вердикт, а лишь соблюдение в ходе процесса норм УПК. После чего сообщил, что в апелляционных жалобах осужденные и их адвокаты требовали отмены приговора Мосгорсуда и направления дела на новое рассмотрение.
Выступая в ходе прений, осужденные Гайтукаев, Рустам и Джабраил Махмудовы (остальные отказались участвовать в рассмотрении жалоб) указывали на многочисленные, по их мнению, нарушения УПК. В частности, они утверждали, что судья Павел Мелехин вел их дело предвзято, отклоняя все ходатайства защиты. Из-за чего, утверждали обвиняемые, они, например, не смогли допросить соседа Анны Политковской, якобы видевшего как за журналисткой следили мужчина и женщина славянской наружности, а не кавказцы.
Также осужденные и их адвокаты утверждали, что после задержания Рустама Махмудова и объединения его дела с делом остальных фигурантов следствие изъяло из него ряд протоколов допросов, чем умышленно навредило позиции защиты. А для анализа детализации телефонных переговоров, на основании которой следствие судило о местоположении фигурантов в момент убийства, в суд не были вызваны эксперты и операторы сотовых компаний, которые могли дать необходимые пояснения. Также суд якобы намеренно не дал защите допросить основного свидетеля по делу — экс-сотрудника ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова, пошедшего на сотрудничество со следствием и давшего в суде обстоятельные показания на подельников. В особом порядке он был приговорен к 11 годам заключения.
Прокуроры Мария Семененко и Борис Локтионов парировали эти утверждения, указывая, что свидетеля соседа суд отказался вызвать на допрос, поскольку адвокаты не указали его имени и точного адреса проживания. А при объединении дела следствие само решало, что включать в него, а что — нет. Экспертов допрашивать не имело смысла, поскольку свое мнение они уже изложили в заключениях. В свою очередь, операторы сотовой связи вообще были не в курсе расследуемых событий. По поводу же несостоявшегося допроса Дмитрия Павлюченкова прокуроры заявили, что это произошло не по их вине. Главному свидетелю обвинения стало плохо, и его пришлось срочно госпитализировать.
Вчера суд признал, что подсудимые не имели отношения к передаче друг другу пистолета, из которого была убита журналистка (киллер Рустам Махмудов получил оружие от Дмитрия Павлюченкова). Но это повлияло лишь на срок заключения Джабраила Махмудова, который был снижен с 14 лет до 13,5. Назначенные Мосгорсудом пожизненные наказания Лом-Али Гайтукаева и Рустама Махмудова, а также сроки 20 и 12 лет заключения, которые получили Хаджикурбанов и Ибрагим Махмудов, суд оставил в силе.
После окончания заседания адвокат Саидахмед Арсамерзаев заявил, что теперь открываются возможности для подачи жалобы в Страсбург. В ЕСПЧ адвокаты осужденных намерены обратиться сразу же после того, как получат мотивированное определение Верховного суда. Прокурор Мария Семененко и Борис Локтионов выразили удовлетворение решением ВС. А адвокат потерпевших Анна Ставицкая заявила, что ее клиенты Илья и Вера Политковские не считают дело завершенным. "Мы можем говорить о том, что дело закрыто, только тогда, когда будет найден заказчик убийства. Вопрос о заказчике не решен",— констатировала адвокат.
В свою очередь, адвокат главного свидетеля по делу Дмитрия Павлюченкова Карен Нерсесян заявил "Ъ", что вступление в силу приговора Мосгорсуда по делу об убийстве Анны Политковской активизирует расследование СКР убийства в июле 2004 года журналиста Пола Хлебникова. "Мой подзащитный дал по этому делу признательные показания,— сообщил господин Нерсесян.— В частности он признался, что участвовал в слежке за журналистом, получая указания напрямую от организатора данного преступления". Последним следствие считает уже осужденного Лом-Али Гайтукаева.