Правительство может оставить работников подвешенными
С ним не согласован запрет на увольнение сотрудников после истечения срока предупреждения
По данным "Ъ", ФНПР и с рядом оговорок Минтруд и РСПП поддержали законопроект, запрещающий работодателю, вовремя не уволившему работника после предупреждения, делать это без повторного уведомления. Поправки к Трудовому кодексу (ТК) в Госдуму внес депутат от КПРФ Вадим Соловьев. Белый дом, в свою очередь, выступил против правки ТК, ссылаясь на то, что на недопустимость "продления срока предупреждения о предстоящем увольнении" уже указал в одном из своих определений Конституционный суд (КС). На практике решение КС игнорируется и работодателями, и судами, где обжалуется увольнение.
Правительство и участники Российской трехсторонней комиссии (РТК) по урегулированию социально-трудовых отношений (состоит из представителей правительства, профсоюзов и работодателей) разошлись в оценке поправок коммуниста Вадима Соловьева. Спор возник вокруг ч. 2 ст. 180 ТК, по которой сейчас "о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников" сотрудники предупреждаются работодателем "не менее чем за два месяца до увольнения". То есть норма не гарантирует ни увольнения, ни сохранения рабочего места — и работник оказывается в подвешенном состоянии до реального решения об увольнении.
Вадим Соловьев предложил указать в ТК, что в предупреждении работодателя обязательно должна называться "планируемая дата предстоящего увольнения". А если дата уже прошла, но решение не принято — делать новое предупреждение. Концепция законопроекта нашла поддержку у РТК, следует из отзывов сторон комиссии (есть у "Ъ"). Зампред Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) России Нина Кузьмина указала, что профсоюзная сторона РТК поддерживает проект.
При условии "доработки ко второму чтению" инициативу поддержал Минтруд в лице заместителя министра Любови Ельцовой. В частности, она предлагает жестко не регламентировать двухмесячный повторный срок предупреждения, а определять его "по соглашению сторон", ссылаясь на то, что работник может найти новую работу до того, как истечет повторный срок предупреждения, и тогда "он будет вынужден уволиться по собственному желанию". У главы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина аргумент другой: если работодателю нужно будет перенести срок увольнения, процедура расторжения трудового договора может затянуться на четыре месяца. "Такая ситуация не может быть приемлема для реального сектора экономики, поскольку создаст риски финансовых и экономических потерь",— заявил господин Шохин. Он работодателей оправдывает, ссылаясь на то, что не всегда возможно "спрогнозировать конкретную дату увольнения работников" — например, из-за "воздействия непредвиденных внешних экономических факторов, нахождения организации в процессе судебных и юридических процедур, связанных с ее закрытием или ликвидацией".
Но в итоговом отзыве Белого дома за подписью главы аппарата правительства Сергея Приходько дополнение ч. 2 ст. 180 ТК названо "избыточным". Он сослался на уже существующее на этот счет указание КС. В отказном определении от 27 января 2011 года, в частности, сказано, что эта норма ТК "не предусматривает возможности произвольного продления работодателем срока предупреждения работника о предстоящем увольнении".
Но на практике суды общей юрисдикции "игнорируют это и прямо следуют букве закона", заявил "Ъ" эксперт по трудовому праву Павел Сутулин. Так, судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда по делу об увольнении сотрудника изолятора временного содержания 1 марта 2011 года указала, что "увольнение может последовать позднее истечения двухмесячного срока", повторного уведомления в случае истечения срока не требуется. Такую же позицию заняла 25 апреля 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Башкирии, рассматривая дело об увольнении сотрудника ОАО "Башспирт". Коллегия решила, что "многообразие обстоятельств объективно не позволяет установить при увольнении по сокращению штатов конкретную дату увольнения".
Определение КС не говорит напрямую, как читать норму закона, поэтому на практике "суды не воспринимают его надлежащим образом", объясняет "Ъ" Вадим Соловьев, и для исключения разночтений нужно поменять ТК. В думском комитете по труду и социальной политике "Ъ" заявили, что рассмотрение инициативы намечено только на осень.