Почти две трети россиян (63%) признались, что за последние три месяца им пришлось скорректировать свои привычки, связанные с покупкой продуктов питания. Россияне стали покупать продукты более дешевых марок (40%), отказались от некоторых продуктов или в целом сократили объем покупаемых продуктов (по 30%). Реагируя на рост цен, 51% опрошенных задумались, в первую очередь, о том, как сэкономить, сократить потребление, а 39% — о дополнительном заработке.
13% россиян стали реже ходить в магазин за едой. По словам 50% респондентов, в последние полгода они стали экономить на продуктах питания больше, чем раньше, 4% — что меньше. Для 35% россиян в этом плане ничего не изменилось, а 8% заявили, что не экономят на еде. Больше всего россияне экономят на мясе и птице (29%). Далее идут сыр и колбасы (23%), рыба и морепродукты (21%), фрукты (19%) и кондитерские изделия (17%). На всех продуктах питания экономят 8% опрошенных.
Также россияне в последние полгода начали экономить больше, чем раньше на непродовольственных товарах и услугах (50%). Больше всего респонденты экономят на одежде и обуви (27%), развлечениях и досуге (17%), парфюмерно-косметических товарах и услугах кафе/ресторанов (по 16%), туристические услугах/путешествиях (14%), показал опрос, проведенный фондом «Общественное мнение» 20-21 июня среди 1500 респондентов в 104 населенных пунктах 53 субъектов РФ.
Из-за нынешнего кризиса средний класс может потерять свою роль двигателя российской экономики — такой вывод содержится в отчете PricewaterhouseCoopers (PwC) «Экономический спад в России: взгляд под углом 360°». Основу исследования составил опрос 3 тыс. россиян. Абсолютное большинство из них (91%) за последний год столкнулось с сокращением своей покупательной способности.
Подробнее об отчете PwC читайте в материале «Ъ» «Средний класс теряет в весе».