Военные нормативы

Текущая экономическая ситуация, обусловленная, в том числе, рядом политических причин, закономерно оказала определенное влияние на предприятия оборонно-промышленного комплекса России. Отечественные компании — производители военной продукции столкнулись с необходимостью импортозамещения комплектующих и согласования новых цен и сроков по своим контрактам.

Серьезной проблемой для реализации программы вооружения эксперты считают вопрос ценообразования. Ряд факторов говорит о том, что в программу заложены пониженные стоимостные параметры на закупаемую военную продукцию

Фото: Ксения Потеева, Коммерсантъ

Одним из основных документов, который в настоящее время определяет развитие вооруженных сил страны в техническом плане, является государственная программа вооружений на 2011-2020 годы (ГПВ-2020), утвержденная в конце 2010 года. Вопрос сокращения и перераспределения средств в рамках программы, стоимость которой составляет около 20 трлн рублей, поднимался и обсуждался на разных уровнях, но представители оборонного ведомства неоднократно отмечали, что финансирование программы сохранится в полном объеме. Между тем даже сохранение запланированного финансирования в сложившихся условиях не гарантирует полного выполнения программы, считают эксперты.

Почти современное

Госпрограмма предполагает поставку в войска около 400 межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования, около 50 надводных кораблей, 28 подводных лодок, в том числе восьми атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, и около ста космических аппаратов военного назначения.

Программой предусмотрено поступление на вооружение около 600 самолетов, около 1 тыс. танков, 28 комплектов зенитных ракетных систем С-400, 38 дивизионных комплектов зенитно-ракетных комплексов "Витязь", десяти бригадных комплектов ракетного комплекса "Искандер-М". Кроме того, войска должны пополнить около 2,3 тыс. танков, около 2 тыс. самоходных артиллерийских комплексов и орудий, а также около 17 тыс. единиц военной автомобильной техники. В общей сложности в 2020 году доля новой техники в ВС РФ должна составлять не менее 70%, оставшееся же вооружение подлежит модернизации.

Согласно данным Минобороны, общий процент современной техники должен расти поступательно, в среднем на 10% ежегодно. Так, в 2015 году доля нового вооружения в войсках должна достигнуть 30% (в 2014 году — 26%), в 2016 году — 41%, в 2017 году — 48%, в 2018 году — 59%, в 2019 году — 64%, и, наконец, в 2020 году — показателя в диапазоне 70%-100%.

Наиболее динамично среди всех видов вооружений должна расти доля новых ракетных комплексов сухопутных войск: в 2015 году она должна составить 64%, в 2016 году уже 82%, а в 2017 году 100%.

Обновление других видов техники планируется производить одинаковыми темпами. Доля новых подводных лодок должна увеличиться с 51% в 2015 году до 71% в 2020 году. Такого же показателя к этому сроку должны достигнуть новые надводные корабли и самолеты (в 2015 году — 44 и 37% соответственно). Планируется, что количество новых вертолетов должно вырасти с 63 до 85%, артиллерийского вооружения — с 53 до 79%, боевых бронированных машин — с 37 до 82%, многоцелевых автомобилей — с 48 до 72%.

Отдельной строкой в планах Минобороны России до 2020 года включительно фигурирует показатель исправности военной и специальной техники. По направлению военно-воздушных сил предполагаемый процент рабочего вооружения на протяжении пяти лет останется неизменным и составит 80%. Незначительно вырастет данный показатель и в сухопутных войсках: с 80% в текущем году до 85% в 2016 году, после чего останется стабильным. Наиболее существенный рост исправной техники прогнозируется в военно-морском флоте: с 74% в 2015 году до 85% в 2020 году.

Антивоенные факторы

По оценкам специалистов Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), с самого начала реализации госпрограммы можно отметить три ее недостатка: расчет на резкое увеличение оборонных расходов, явно опережающее темпы роста ВВП и доходной части бюджета, недостаточный учет фактора промышленной инфляции и слишком короткие сроки разработки и запуска новых образцов вооружений.

Согласно исследованию ЦАСТ, реализация госпрограммы в полном объеме предполагает либо совершенно нереальные темпы экономического роста в 2011-2020 годах, либо существенное превышение оборонных расходов заявленной доли 3,5-4% в структуре ВВП. Для достижения планового уровня расходов на национальную оборону к 2020 году в объеме 6 трлн рублей при их доле в ВВП страны на уровне 4% общий объем российской экономики должен составить около 150 трлн рублей, то есть удвоиться по сравнению с ВВП 2014-2015 годов, что равнозначно темпам экономического роста Китая.

"Это выглядит совершенно утопичным показателем и без наступивших в 2014-2015 годах обстоятельств. Даже в случае постоянного роста ВВП России в период 2016-2020 годов на 4% в год, что само по себе представляет слишком оптимистичное допущение, ВВП России к 2020 году составит менее 100 трлн рублей, то есть лишь около двух третей от заявленных потребностей ГПВ-2020", — отмечается в докладе ЦАСТ.

Серьезной проблемой для реализации госпрограммы является также вопрос ценообразования: ряд факторов говорит о том, что в программу заложены пониженные стоимостные параметры на закупаемую военную продукцию, считают эксперты центра.

Причины для сомнений

Разногласия оборонного ведомства и предприятий оборонно-промышленного комплекса в вопросах цены на военную продукцию начались давно. С назначением министром обороны Сергея Шойгу ситуация улучшилась, однако проблема не исчезла. В частности, в отчете петербургского предприятия "Северная верфь" (строит для российского флота корветы проекта 20380, фрегаты проекта 22350, суда связи 18280 и суда тылового обеспечения 23120) за первые три месяца 2015 года среди факторов, которые оказывают негативное влияние на деятельность завода, названа низкая рентабельность по гособоронзаказу — 2-3% при необходимом минимальном показателе в 10%, а также недостаточное финансирование.

Еще одна острая и общая для предприятий ОПК проблема, обозначенная в отчете верфи, — импортозамещение, необходимость которого появилась в связи с усложнившимися международными отношениями из-за событий в Крыму и на востоке Украины, что привело к неопределенности в сроках поставки импортного оборудования. "Отказ от поставок отдельных видов комплектующего оборудования требует поиска доступных аналогов и может сказаться на сроках строительства и сдачи кораблей и судов", — говорится в отчете.

Эксперты ЦАСТ сомневаются, что предусмотренные программой разработка и внедрение перспективных систем и техники могут быть реализованы до 2020 года. На создание серии нового оружия в программе зачастую отводятся слишком короткие сроки, полагают специалисты. В качестве одного из примеров приводятся планы по началу серийного производства истребителей пятого поколения Т-50. В 2012 году главнокомандующий ВВС РФ сообщал, что в 2013 году должны начаться войсковые испытания данных самолетов, а в 2015 году запланировано их поступление в ВВС, однако сейчас постройка первых предсерийных машин для заводских испытаний перенесена лишь на 2016 год.

"Уместно напомнить, что в США при создании истребителя пятого поколения Lockheed Martin F-22A с момента первого полета демонстратора этого самолета YF-22 в 1990 году до начала поступления в ВВС первой серийной партии F-22A в 2004 году прошло 14 лет. В проекте следующего американского истребителя пятого поколения Lockheed Martin F-35 этот срок сократился до 12 лет. Непонятно, каким образом руководство отечественных ВВС, обладая куда менее значительными финансовыми и индустриальными ресурсами, намеревалось пройти этот путь за три-четыре года, и почему такие очевидно нереальные сроки были прописаны в ГПВ-2020", — отмечается в докладе.

Также эксперты считают, что в ГПВ-2020 предусмотрены слишком большие расходы на вооружение и технику ВМФ России. "Ситуация, когда в ГПВ-2020 на приобретение техники и вооружения для ВМФ планируется израсходовать почти вдвое больше средств (около 5 трлн рублей), чем на технику и вооружение сухопутных и воздушно-десантных войск (суммарно 2,6 трлн рублей), является абсолютно ненормальной как с точки зрения геополитического положения Российской Федерации, так и всего исторического опыта развития российских вооруженных сил и их участия в войнах и вооруженных конфликтах", — говорится в исследовании.

Расходы по данному направлению, согласно докладу, не должны превышать 15-20% от общего объема закупок министерства обороны. По мнению экспертов, следует ограничить программу строительства атомных подводных ракетных лодок стратегического назначения проекта 955/955А шестью корпусами вместо планируемых к настоящему времени восьми. Также, считают эксперты, необходим отказ от замены шести планируемых к выводу из состава ВМФ с 2025 года АПРКСН проекта 667БДРМ новыми кораблями, и отказ от программ строительства ряда серий подводных лодок и надводных кораблей, в том числе многоцелевых подводных лодок проекта 885М "Ясень-М".

Аналитики ЦАСТ указывают на то, что сроки строительства по ряду направлений морской техники, в частности, по тематике авианосцев и эскадренных миноносцев, следует сдвинуть, закупки в сфере ВВС рационализировать, а приоритет при реализации ГПВ-2020 отдать оснащению сухопутных войск.

Программа-дублер

Данных об актуальном проценте исполнения программы в открытых источниках не содержится, хотя процесс передачи новой техники в войска идет постоянно. Заместитель министра обороны Юрий Борисов в январе сообщал, что выполнение государственного оборонного заказа (ГОЗ) за 2014 год составило 95%. Текущую программу планируется увязать с госпрограммой на 2016-2025 годы, утверждение которой было намечено на 2015 год. Однако в феврале стало известно о переносе сроков ее рассмотрения на 2018 год.

В новой программе, по словам представителей ОПК, упор сделан на унификации, оптимизации и сокращении типажа вооружений и техники.

По данным ряда СМИ, утверждение новой программы перенесено в связи с неблагоприятной экономической ситуацией, так как при текущих условиях выполнение программы ориентировочной стоимостью около 30 трлн рублей вызывает определенные опасения, а усилия будут сконцентрированы на выполнении ГПВ-2020.

По сведениям BG, представители военного ведомства и экономического блока правительства России в настоящее время спорят не только об объемах финансирования новой программы, но и о ее целях. Первые рассчитывают получить деньги исключительно на перевооружение армии, вторые считают, что хватит и 20 трлн рублей, включая и текущие расходы Минобороны. Предполагается, что решаться данные вопросы будут на заседаниях военно-промышленной комиссии с участием президента РФ Владимира Путина.

Формирование ГПВ-2025 началось в 2013 году. Эксперты отмечают, что сегодня происходит столкновение попыток возрождения советских методов программно-целевого военно-технического планирования на долгосрочной основе с реалиями кризисного и нестабильного состояния российской экономики и неопределенностью перспектив экономического развития страны в целом.

"Сложившаяся ситуация ставит на повестку дня вопрос об эффективности избранной системы долгосрочного планирования программ вооружения, а также о необходимости выстраивания иерархии приоритетов при закупках вооружения и военной техники в условиях неизбежного дефицита выделяемых в рамках перспективной ГПВ средств", — отмечают в ЦАСТ.

Дмитрий Быков

Вся лента