Грузинской конституции предписывают разнополые браки
Узаконивание гомосексуальных союзов в США вызвало неприятие Тбилиси
Комментируя решение Верховного суда США об узаконивании однополых браков, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что намерен инициировать поправку в конституцию, согласно которой браком считается лишь «союз между мужчиной и женщиной». На позицию премьера повлияло предельно резкое заявление главы Грузинской православной церкви, осудившего решение американских властей.
«Как премьер-министр я сделаю все для внесения в конституцию положения о браке как союзе исключительно между мужчиной и женщиной»,— пообещал председатель грузинского правительства в интервью популярному тбилисскому таблоиду «Асавал-Дасавали».
Слова Ираклия Гарибашвили прозвучали на следующий день после того, как стало известно о решении Верховного суда США о легализации однополых браков, а американские политики сделали декларации о стремлении добиваться таких же решений от других стран.
«Наше государство стоит на православной вере и институте семьи»,— напомнил господин Гарибашвили, назвав семью «вторым храмом Господним». Признав, что этот щепетильный вопрос «каждая страна решает по-своему», председатель правительства заверил: «Мы будем настаивать на решении данного вопроса в соответствии с нашей верой». По его оценке, «те, кто разрушает институт семьи, исходят из частных соображений».
Премьер-министр Грузии уверен, что дополнение в конституцию в части семьи и брака — необходимое условие для подтверждения «верности грузин своей многовековой истории, культуре, языку и сущности». «Мы готовы принести себя в жертву ради этих ценностей»,— заключил глава правительства, призвав всех участников дискуссии об однополых браках «поставить превыше всего интересы родины».
Не менее жестко на новости из США отреагировал глава Грузинской православной церкви Илия II. В ходе воскресной проповеди он назвал узаконивание однополых союзов «большой ошибкой». «Бывают случаи, когда люди и государства узаконивают беззаконие»,— отметил Илия II, предупредив об опасности «злоупотребления свободой». «Грузинский народ должен различать, что есть добро и что есть зло, что следует перенимать, а что — неприемлемо»,— заявил патриарх.
Проповедь грузинского патриарха и инициатива премьер-министра вызвали бурную дискуссию в стране. Большинство выступает за изменение конституции, не опасаясь негативной реакции стратегического партнера Грузии США. «Религиозные догматы и моральные нормы не допускают признания однополых отношений браком»,— заявила “Ъ” руководитель Центра глобальных исследований Нана Девдариани, заметив при этом, что Запад, в том числе США, «какие бы решения сами ни принимали, должны смириться с тем, что у каждой страны есть свои традиция и культура».
В конституции Грузии, принятой в 1995 году, говорится о «равноправии сторон в браке». В случае принятия поправки это положение будет дополнено фразой о том, что браком является лишь «союз между мужчиной и женщиной». Но для изменения основного закона необходима долгая процедура, в том числе рассмотрение проекта сразу на двух сессиях законодательного органа и поддержка трех четвертей депутатов.
Впрочем, правящей коалиции «Грузинская мечта» будет трудно изменить основной закон, поскольку прозападная Республиканская партия, входящая в коалицию, скептически относится к инициативе главы правительства. «Такой записи в конституции быть не должно»,— заявил “Ъ” основатель партии диссидент советской эпохи член парламента Леван Бердзенишвили, выразивший общее мнение либеральной общественности.