Дамаску обещано подкрепление коалицией
Владимир Путин и Сергей Лавров приняли главу МИД Сирии Валида Муаллема
Главным итогом визита главы МИД Сирии Валида Муаллема в Москву, в ходе которого сириец провел переговоры со своим российским коллегой Сергеем Лавровым и был принят президентом Владимиром Путиным, стала договоренность об организации в Москве нового раунда консультаций между представителями правительства и оппозиции Сирии. Владимир Путин также пообещал Валиду Муаллему приложить усилия к созданию международной коалиции, которая сплотила бы Сирию и соседние с ней страны перед террористической угрозой.
Последний раз Владимир Путин и Сергей Лавров принимали господина Муаллема в Сочи (см. "Ъ" от 27 ноября). Тогда стороны анонсировали проведение в Москве межсирийских консультаций с участием представителей отдельных групп умеренной оппозиции и официального Дамаска. Эти консультации прошли в два раунда, при этом оба раза принимались итоговые документы, отчасти сближавшие взгляды сторон на мирный процесс (см. "Ъ" от 31 января и 11 апреля). Договориться о начале полномасштабных переговоров в Дамаске, впрочем, не удалось: среди прочего этому помешало отсутствие в Москве Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил — организации, на которую делает ключевую ставку Запад.
Вместе с тем вчера наметились перспективы очередного раунда межсирийских консультаций на московской площадке. "Для подготовки прочной почвы возобновления переговоров (между правительством и оппозицией Сирии.— "Ъ") мы (РФ.— "Ъ") будем готовы рассмотреть возможность проведения еще одной — третьей — консультативной встречи в Москве",— объявил Сергей Лавров. Министр выразил надежду, что в переговорах с официальным Дамаском примет участие максимально широкий круг представителей оппозиции.
"Консультации в нынешнем формате — это лучше, чем ничего, однако на деле они ничего не значат,— пояснил "Ъ" эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.— Должен состояться реальный разговор между сторонниками и противниками (президента Сирии.— "Ъ") Башара Асада, а не между теми, кто уже бывал за столом переговоров".
Валид Муаллем тем временем вчера объявил, что в Дамаске ценят усилия Москвы по сирийскому вопросу. При этом одновременно он раскритиковал действия Вашингтона, обвинив американское руководство в "выделении миллиардов долларов на поддержку террористов".
В Вашингтоне, похоже, тоже готовят новые серьезные претензии к Дамаску: по данным The Wall Street Journal, в распоряжение американской разведки попали доказательства того, что сирийские правительственные войска готовы применить химическое оружие для отражения атак исламистов на государственные военные объекты. Собеседники WSJ в американских спецслужбах выразили сомнение в том, что в процессе ликвидации сирийского химического оружия оно было уничтожено в полном объеме. Более того, как убеждены собеседники издания, мощные виды химического оружия (в частности, хлорная бомба новейшего поколения) оказались в распоряжении властей Сирии уже после того, как международные посредники объявили о вывозе арсенала за пределы страны и полной его ликвидации.
Новые обвинения в адрес Дамаска могут создать дополнительные трудности международным посредникам, задействованным в урегулировании. В ходе состоявшегося на днях телефонного разговора президенты РФ и США Владимир Путин и Барак Обама затронули вопросы борьбы с терроризмом и распространения на Ближнем Востоке группировки "Исламское государство" (ИГ). Дальнейшее обсуждение этой темы было поручено главам внешнеполитических ведомств двух стран Сергею Лаврову и Джону Керри. Их встреча состоится сегодня в Вене.
О чем может пойти речь на переговорах, вчера намекнул Владимир Путин. Принимая господина Муаллема, он объявил, что Москва намерена приложить усилия по созданию региональной коалиции, которая объединила бы усилия Сирии ее соседей по региону — Турции, Иордании, Саудовской Аравии — в борьбе с террористическими угрозами. Господин Муаллем в ответ заверил российского лидера: для создания такой коалиции "еще потребуются большие усилия". Учитывая непримиримую по отношению к сирийскому руководству позицию президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, перспективы реализации этого плана могли показаться господину Муаллему и вовсе туманными.
Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Владимир Сотников охарактеризовал слова Владимира Путина как своего рода "декларацию о намерениях". "Они не означают, что Россия в ближайшее время начнет выстраивать какой-то новый формат, тем более в противостояние западной коалиции против ИГ,— заявил "Ъ" эксперт.— Речь идет не о новых форматах военного вмешательства, а скорее об укреплении региональных армий. По-другому в этой ситуации Россия себя не может повести".