Самоцветы взяли в кольцо

инфраструктура

В Свердловской области начал работать туристический кластер «Самоцветное кольцо Урала», направленный на развитие инфраструктуры въездного туризма в регионе. Его маршрут охватит более половины достопримечательностей региона. Это первый туристический проект, который реализовывается в регионе на основе государственно-частного партнерства. На данный момент заключены 26 соглашений с 13 инвесторами. Областные власти рассчитывают, что данный проект поможет увеличить туристический поток в регионе с 234,8 тыс. человек в 2014 году до 704,6 тыс. человек в 2018 году.

«Самоцветное кольцо Урала» — кольцевой туристический маршрут протяженностью в 647 км, проходящий по территории 12 муниципалитетов, включая Екатеринбург, Алапаевск, Реж, Невьянск, Нижний Тагил, Ирбит, Артемовский. «На этом маршруте расположено 60% достопримечательностей Свердловской области. И мы рассчитываем, что проект станет новой точкой экономического роста восточных территорий региона», — отмечают в областном правительстве. Полная реализация проекта планируется к 2020 году.

Впервые программа развития туристического кластера «Самоцветное кольцо Урала» была представлена Свердловской областью в 2013 году на инвестиционном форуме в Сочи. Ее реализация планируется в рамках государственно-частного партнерства. Общий объем вложений оценивается в 4,9 млрд рублей. В проекте будут участвовать средства федерального, региональных и местных бюджетов, но их доля в общем объеме должна составить только около 20%. Основная часть средств должна поступить от частных инвесторов. Ключевым частным инвестором выступает туристическая компания Vista. Президент компании Максим Пузанков заявил о том, что Vista готова вложить не менее 500 млн рублей. На данный момент заключено 26 соглашений с 13 инвесторами.

«Мы планируем, что к 2018 году реализация проекта позволит создать около 1 тыс. новых рабочих мест, увеличить объем оказываемых туристских и гостиничных услуг на 1,2 млрд рублей в год. К 2019 году на автотуристский кластер «Самоцветное кольцо Урала» будет приходиться около 30–35% всей туристической и гостиничной индустрии региона», — отмечает первый вице-премьер областного правительства, министр инвестиций и развития Алексей Орлов. До 2019 года в рамках проекта предполагается создать свыше 50 объектов: гостиниц, кафе, сувенирных магазинов.

В 2014 году проект вошел в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». В начале этого года губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев добился федерального финансирования туристического проекта «Самоцветное кольцо Урала» в Нижнем Тагиле. В течение 2015 года правительство РФ выделит 70 млн рублей на создание туристической зоны «Тагильская лагуна» — реконструкцию и благоустройство набережной Нижнетагильского пруда. Как рассказали в администрации Нижнего Тагила, набережная будет облицована гранитом, здесь появятся пандусы для маломобильных групп населения. В турзоне будут построены спортбар, не менее двух кафе, гостиница. Для любителей активного отдыха оборудуют велодорожки и дорожки для катания на роликах, а также площадку для скейтборда. Общая стоимость проекта 1,6 млрд рублей, из которых более 1 млрд рублей — частные инвестиции. По словам Алексея Орлова, средства федерального бюджета потратят на укрепление набережной тагильского пруда. Его благоустройство планируют завершить к десятой выставке вооружений Russia Arms Expo-2015, которая пройдет в сентябре на нижнетагильском полигоне «Старатель».

Другими крупными туристическими объектами «Самоцветного кольца Урала» станут Алапаевская узкоколейная дорога, санаторно-курортный комплекс «Самоцвет», «Малахит-парк» в Невьянске, бальнеологический комплекс в Тавде, минералогический парк в Мурзинке, Ирбитский центр мотоциклетной культуры. Будут созданы Агропарк — центр сельского (аграрного) туризма, и «Парк уральских сказов».

Сейчас в Свердловской области отрабатываются механизмы продвижения и тестируются маршруты «Самоцветного кольца Урала». Как рассказали представители компании Vista, сегодня началось рекламное продвижение маршрута, готова его официальная атрибутика. Появился комфортабельный фирменный брендированный автобус, рассчитанный на 59 мест, который пока в тестовом режиме курсирует в выходные дни. Для туристов разработаны и изготовлены ланч-боксы для питания в дороге. Впервые в истории внутренних турпродуктов используется современная система онлайн-бронирования. Официальные продажи туров по маршрутам «Самоцветного кольца Урала» стартовали в конце июня.

До этого проводились первые тематические маршруты — рекламные туры, которые уже познакомили представителей туристской индустрии с потенциалом внутреннего туризма на Урале. Более 100 представителей туристических агентств приняли участие в путешествиях по основным маршрутам «Самоцветного кольца». Параллельно отрабатываются вопросы инфраструктуры, ведется работа по сертификации, разрабатываются единые стандарты для всех инвесторов этого проекта. Разрабатывается возможность продажи «готовых туров» с открытой датой через крупные торговые сети. Средняя стоимость тура составляет 2–2,5 тысячи рублей. На данный момент разработаны шесть маршрутов, разбитых по трем тематикам: «Техника Урала», «Уральский быт и ремесла», «Промышленный Урал». Их протяженность варьируется от 240 км до 470 км.

В 2014 году в поддержку маршрута во время музыкального байк-пробега по «Самоцветному кольцу Урала» был снят документальный фильм «Байки Земли Уральской». Создателем фильма об уральских достопримечательностях стал известный рок-музыкант, лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин. В рамках байк-пробега в пяти городах Урала прошли промо-концерты с участием DDT, «Сурганова и оркестр», Billy's Band, основателя группы «Агата Кристи» Вадима Самойлова и других музыкантов. В фильме показаны такие туристические достопримечательности как Наклонная башня в Невьянске, металлургический завод-музей Нижнего Тагила, зодческий комплекс в Нижней Синячихе.

В связи с реализацией проекта «Самоцветное кольцо Урала» правительство Свердловской области прогнозирует масштабное увеличение туристического потока в регионе: с 234,8 тыс. человек в 2014 году до 704,6 тыс. человек в 2018 году. Максим Пузанков полагает, что эти ожидания вполне оправданы, указывая на колебания валют и непростую экономическую ситуацию, оказывающую влияние на доступность зарубежных курортов для россиян.

В апреле была создана ассоциация «Самоцветное кольцо Урала», объединяющая всех участников проекта: инвесторов, туроператоров, перевозчиков, ремесленников, представителей объектов показа и муниципалитетов. Ее цель — сделать цельный маршрут с высоким качеством инфраструктуры и сервиса. Она должна позволить участникам поддерживать друг друга, обмениваться опытом, искать новых партнеров и предоставит дополнительные возможности для обучения персонала и продвижению продукта.

Лора Суслова

Вся лента