Танк и живем

Экспонаты

Музей военной техники УГМК, который несколько лет работает в городе-спутнике Екатеринбурга Верхней Пышме, считается одним из главных мест притяжения туристов в Свердловской области. Ежегодно его посещает более 150 тыс. человек, а его экспозиция постоянно расширяется. В этом году его дополнила масштабная выставка уникальной железнодорожной техники.

Первые экспонаты будущего музея военной техники УГМК в Верхней Пышме были представлены 9 мая 2005 года около проходной градообразующего предприятия ОАО «Уралэлектромедь» (входит в УГМК). Как вспоминают в компании, ранее к руководству УГМК обратились ветераны с просьбой установить несколько экземпляров военной техники у мемориала «Журавли», созданного в память о заводчанах, погибших в годы Великой Отечественной войны. Сначала там появилось несколько бывших боевых артиллерийских орудий. Визуальный результат показался руководству УГМК интересным и экспозицию решили расширить. Уже через год появилось еще несколько экземпляров военной техники, включая «Катюшу», которая участвовала в Параде Победы 1945 года на Красной площади. Постепенно площадка около завода стала расширяться и превращаться в музей военной техники под открытым небом. В 2006 году этот статус ей официально был присвоен приказом командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа.

Сейчас в музее можно проследить историю развития различных видов вооружения и боевой техники отечественного и зарубежного производства от Первой мировой войны до современных дней. Всего на открытой площадке музея представлено более 200 экспонатов, среди которых макет торпедного катера «Комсомолец» и самоходная артиллерийская установка МСТА. В 2013 году здесь открылся трехэтажный выставочный центр площадью 7 тыс. кв. метров. Каждый этаж предназначен под определенную коллекцию: первый этаж посвящен бронеавтомобилям, машинам военного назначения и артиллерийским системам периода Великой Отечественной войны; второй представляет образцы машин, выпускавшихся советским автопромом в послевоенные годы; на третьем работает экспозиция, посвященная истории наградной системы России, униформы и стрелкового оружия.

К 70-летию Победы площадка музея под открытым небом пополнилась железнодорожной экспозицией. Это несколько платформ c уникальными паровозами, вагонами, бронепоездами. Среди них: американский паровоз Еа (в 1943–1947 годах поставлялся в Советский Союз по ленд-лизу), четырехосный пассажирский вагон образца 1928 года (в годы Великой Отечественной войны использовался в составе санитарных поездов), двухосный вагон-теплушка, бронепоезд, укомплектованный пулеметами и зенитными пушками. Для экспозиции на площади более 2 га был построен полноразмерный макет станции Узловая с основными элементами станционного оборудования того времени: водонапорная башня, кран для загрузки угля, колонки для воды. На создание экспозиции потребовалось около двух лет. Два паровоза серии Ов, которые железнодорожники называли «овечками», были доставлены в Верхнюю Пышму из ямальской тундры, с заброшенной «Мертвой дороги», которую в конце 1940-х годов строили заключенные ГУЛАГа. Чтобы привезти их на большую землю, специалистами автотранспортного цеха «Уралэлектромеди» были организованы три масштабные экспедиции общей продолжительностью более двух месяцев. В ходе них паровозы были разобраны на составные части и доставлены до ближайшего транспортного узла самым большим в мире грузовым вертолетом Ми-26, а затем на автотралах проехали более 2 тыс. км. Генеральный директор УГМК Андрей Козицын обещает, что музей продолжит развиваться. «Перспективы нам позволяют расширяться. Каждое направление получит свое развитие: это будут и авиационная тема, и морская, и бронетанковая, и артиллерийская. Есть мысли построить отдельное здание — его экспозиция будет посвящена автомобильной технике, всем заводам, которые были в Советском Союзе, начиная с первого ГАЗа. Автомобили, мотоциклы, грузовики, тракторы, экскаваторы. Будет рассказано и показано, как развивалось автомобилестроение в СССР», — рассказал он в одном из интервью.

Алексей Буров

Вся лента