"Закон о торговле ни в одной нормальной стране не существует в таком виде"
Развитие розничных сетей могут еще больше ограничить. Как сообщает газета "Ведомости", ко второму чтению в новый закон о торговле будут внесены две поправки. Глава Союза предпринимателей и арендаторов России, экономист Андрей Бунич и руководитель комитета по экономике московского отделения общественной организации "Опора России" Алексей Каневский обсудили тему с ведущим "Коммерсантъ FM" Алексеем Кузичевым в рамках программы "Pro и Contra".
Во-первых, депутаты предлагают снизить предел ретро-бонуса — это вознаграждение, которое ритейлер получает от поставщика. По мнению законодателей, выплата должна быть не более 1%. Сейчас предел ретро-бонуса составляет 10%. Вторая инициатива — снизить порог доминирования для торговых сетей до 15%. Сейчас ритейлер не может расширять торговые площади в границах района, если в прошлом году он контролировал более 25% оборота на соответствующем продовольственном рынке.
Андрей Бунич: "Не складывается впечатление, что поправки будут направлены на защиту малого и среднего бизнеса. Я не вижу, почему непосредственно эти ограничения, которые вводятся, должны привести к росту малого и среднего бизнеса. Они создают какие-то препоны, депутаты вообще мыслят только в категориях, чтобы где-то кому-то помешать, и думают, что это автоматически позволит что-то развить. Но это совершенно не так: когда, допустим, ограничивают долю на рынке, понятно, что у этих сетей масса возможностей обходить это, поскольку и сейчас точно неизвестно, сколько они контролируют — 20-25%. Что-то в аренде, что-то не используется, что-то в ремонте — это все очень сложно даже с точки зрения контролирующих чиновников определить. Плюс, пять-шесть сетей передоговорятся по-другому, передоговорятся с чиновниками, и все это в их кругу будет решаться. Где здесь малый и средний бизнес, почему он вдруг должен возникнуть, вот это мне совершенно неясно. Для этого нужны совершенно другие меры — надо помогать создавать логистику, хранение для малого и среднего бизнеса, который будет поставлять, допустим, продукты, чтобы у него были параллельные каналы поставок, чтобы места были, чтобы ярмарки выходного дня, небольшие форматы, павильоны, киоски, рынки — все это надо делать и развивать, а прямым запретом это абсолютно не достигается".
"Где здесь малый и средний бизнес и почему он вдруг должен возникнуть, совершенно неясно"
Алексей Каневский: "Этот закон о торговле, в который вносятся изменения, что называется, "пресловутый", он был принят несколько лет назад, приобрел скандальный характер и все время обсуждается. Он не устраивает ни поставщиков, ни сети. Касательно снижения ретро-бонуса, вещь, в общем-то, полезная, но сети давно научились обходить эту ситуацию: они не заключают договора об этих маркетинговых ретро-бонусах от себя, они заключают от третьей стороны. Контролировать, администрировать это будет весьма сложно, формально сети и сейчас не берут с поставщиков большие маркетинговые отчисления — берет некая компания, которая номинируется сетью. Как все это будет работать — сложно сказать. Если мы рассчитываем в связи со снижением ретро-бонусов, что полочная цена изменится — это маловероятно, потому что сети, в основном, используют эти деньги как раз на хранение, логистику и так далее. Плюс, поставщик сам заинтересован, с помощью этих отчислений отчасти, продвигать свой товар и развивать. Это никак в этих поправках не описано. Как все это будет работать — сложно сказать. Отвечая на базовый вопрос "поможет ли это малому и среднему бизнесу?" — отчасти поможет тем компаниям, которые уже сейчас работают с сетями, может быть, в какой-то степени они попадут в новый переговорный процесс и о чем-то удастся договориться, не более того".