Универсальные услуги дали сбой
Счетная палата зафиксировала падение спроса на таксофоны
Счетная палата сомневается в целесообразности организации точек доступа в интернет в населенных пунктах на 250-500 жителей. Спрос на универсальные услуги связи, такие как таксофоны и пункты коллективного доступа в интернет, снижается на 30-65%, а денег на их оказание не хватает, отмечают аудиторы. Минкомсвязь и "Ростелеком", отвечающий за проект, с выводами Счетной палаты не согласны.
По результатам проверки за 2013 год и первое полугодие 2014-го заявленный операторами связи размер убытков от оказания универсальных услуг связи (УУС) превышал размер ежегодного возмещения, указанный в договорах, говорится в сообщении Счетной палаты. В итоге у Россвязи образовалась задолженность перед операторами в размере 10,9 млрд руб. После перераспределения средств, предусмотренных на финансовое обеспечение УУС в 2015-2017 годах, задолженность снизилась до 9,6 млрд руб. (на 17 апреля).
До марта 2014 года УУС (таксофонная связь и доступ в интернет через пункты коллективного доступа, ПКД) оказывали несколько десятков операторов. Их убытки компенсировались из резерва универсального обслуживания, специального фонда, который формируется из отчислений всех операторов страны (1,2% доходов от услуг связи). Весной 2014 года единственным оператором УУС был выбран "Ростелеком". Компания должна обслуживать таксофоны и ПКД, а также оказывать услуги по передаче данных с использованием точек доступа в интернет (например, Wi-Fi) в населенных пунктах размером 250-500 жителей. Как отмечает Счетная палата, "Ростелеком" по договору должен ежегодно получать на оказание УУС 16,3 млрд руб. Однако в 2015 году прогнозируемые поступления в резерв универсального обслуживания составляют 14,5 млрд руб., а в 2016-м — 14,2 млрд руб. Если компании перечислят меньшие суммы, она имеет право снизить объем обязательств по оказанию УУС. "Возникают риски оказания услуг не на всей территории России, а также риски финансирования оказания услуг за счет дополнительных средств федерального бюджета",— отмечает Счетная палата. Аудиторы констатируют, что из-за того, что тарифы на УУС выше рыночных, объем оказываемых услуг и уровень доходов операторов от них остаются крайне низкими. Так, в 2012-2014 годах объем услуг с помощью таксофонов снизился на 27,9%, а ПКД — на 66,8%, доходы от них уменьшились на 42,8% и 67,3% соответственно. "Возникает вопрос о целесообразности планируемого предоставления доступа в интернет с использованием точек доступа в населенных пунктах численностью 250-500 человек",— указывают в Счетной палате.
В Минкомсвязи напоминают, что реформа УУС была задумана как раз в связи с изменением структуры рынка, снижением спроса на услуги, оказываемые через таксофоны и ПКД. "В новых условиях контракта было заложено увеличение охвата территории оказания услуг за счет прокладки оптоволоконных линий в населенные пункты размером 250-500 жителей. Идея заключалась в том, чтобы дать всем операторам возможность подключаться к этой инфраструктуре",— объясняют в пресс-службе министерства. "Не совсем понятна связь услуг таксофонной связи и ПКД с услугой доступа в интернет через Wi-Fi. Данных, подтверждающих низкую востребованность Wi-Fi-доступа в населенных пунктах 250-500 жителей, нет",— удивляются в "Ростелекоме". В компании настаивают, что тариф на использование точки доступа в интернет — 45 руб. в месяц — "значительно ниже среднерыночного".
Минкомсвязь несколько лет пытается избавиться от "цифрового неравенства". В конце 2013 года было принято решение, что при распределении новых частот, а также продлении ранее выданных решений или внесении в них изменений операторы будут получать обременения по покрытию. Однако эти требования касаются только населенных пунктов размером 1 тыс. жителей и более. В "Ростелекоме" отмечают, что покрытие мобильной связи есть в тех населенных пунктах размером 250-500 жителей, которые расположены рядом с крупными городами и федеральными автодорогами, в остальных, как правило, работают только сети УУС. Представители "большой тройки" объясняли, что не строят сети в небольших населенных пунктах из-за экономической нецелесообразности. Так, в "Вымпелкоме" указывают, что в малых населенных пунктах бывает сложно развернуть сеть, в том числе "в силу элементарного отсутствия электричества".