Летняя заморозка
За полгода в городе не введено ни одного торгового центра
За первое полугодие в Петербурге не было введено в эксплуатацию ни одного нового торгового центра, констатируют аналитики. К концу года ожидается ввод в эксплуатацию до 46 тыс. кв. м арендопригодной площади, тогда как в 2014 году было введено около 91 тыс. кв. м. Это будет самый низкий результат за последние несколько лет.
В соответствии с исследованием Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate, в третьем-четвертом кварталах 2015 года ожидается ввод в эксплуатацию первой очереди проекта Pulkovo Village Outlet, второй очереди ТРК "Питер-Радуга", а также торгового центра Au Pont Rouge. Их совокупная арендопригодная площадь оценивается в 46 тыс. кв. м. По данным исследования JLL, в 2014 году в Петербурге в эксплуатацию было введено два торговых центра суммарной арендуемой площадью 91 тыс. кв. м (ТРЦ "Монпансье" и ТРК "Европолис"), и это был наименьший показатель за последние пять лет.
Вероника Лежнева, директор департамента исследований компании Colliers International, отмечает, что в последние полгода в сегменте торговой недвижимости происходило довольно активное внутреннее движение. "Мы наблюдали самое большое снижение активности со стороны арендаторов за последние несколько лет. С апреля тренд изменился — сейчас мы фиксируем постепенный рост активности от самой низкой точки, однако путь к восстановлению рынка будет еще долгим. Под наиболее сильным давлением по-прежнему остается сегмент fashion-ритейла. В 2014 году ряд международных брендов заявил об уходе с российского рынка, среди них River Island, OVS, New Look, Seppala, Esprit. В первой половине 2015 года таких негативных новостей на рынке fashion-операторов уже было меньше, однако процедуры оптимизации торговых сетей продолжаются", — констатирует госпожа Лежнева.
Если говорить о Петербурге, то основная активность, с точки зрения появления новых игроков, ощущается в сегменте общепита, где наблюдается как появление новых сетей, так и расширение уже существующих. Среди недавних анонсов и открытий можно отметить такие сети, как Hesburger, Tutti Frutti Frozen Yogurt, Oliva. Продолжают развиваться сети "Теремок", "Чайникофф", "Даблби". Fashion-сегмент пока не проявляет высокой активности на петербургском рынке. Эксперты компании Astera указывают на то, что в первом полугодии 2015 года наиболее активными игроками являлись food-ритейлеры, работающие в среднем ценовом сегменте.
Что касается уровня вакансии, то Наталья Скаландис, управляющий директор PM NAI Becar в Санкт-Петербурге, подтверждает, что средний уровень вакансии понемногу растет. "При этом на некоторых объектах вакансия составляет 40%, другие же заполнены на 100%. Данный показатель зависит от того, насколько правильно была выстроена концепция торгового центра, насколько в конечно счете он успешен. Что касается ставок, то на рынке официально говорят о снижении ставок на 3-7%. Тем не менее мы не исключаем, что имеет место большее снижение цен аренды, так как публично управляющие торговыми центрами не афишируют информацию, относящуюся к коммерческой тайне", — поясняет госпожа Скаландис.
Людмила Рева, директор Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate, прогнозирует, что снижение арендных ставок, параллельное росту уровня вакансии, сохранится и в дальнейшем. "Ожидаю, что в третьем квартале ставки снизятся еще на 5-7%. При этом все более широкое распространение будет получать схема взаиморасчетов "процент от товарооборота"", — заключает она.
Если для якорных арендаторов ставки аренды с конца 2014 года практически не изменились (так как они изначально были достаточно низкими), то ставки для многих операторов торговой галереи в первом и втором кварталах 2015 года снизились на 20-30%. В сегменте street retail в среднем по рынку к концу второго квартала 2015 года ставки снизились на 25-30%, в некоторых случаях — до 40%.