Мэрия Москвы пересаживает инвесторов
Чиновники нашли новый способ строить ТПУ
Власти Москвы, не сумев привлечь РЖД в качестве основного партнера в создание сети транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), начали самостоятельно привлекать инвесторов. Среди претендентов — турецкая группа Odak, которой может достаться строительство трех объектов стоимостью около 60 млрд руб. Эта компания — один из крупнейших застройщиков Казани, где ранее работал глава московского стройкомплекса Марат Хуснуллин.
Мэрия Москвы предложила турецкой Odak стать соинвестором строительства в столице трех ТПУ в Москве — на улице Селигерской, в районах Рассказовка и Некрасовка, сообщил "Ъ" глава Москомстройинвеста Константин Тимофеев. В Odak Group эту информацию подтвердили, не вдаваясь в подробности. Не стал уточнять параметры этих проектов и господин Тимофеев, ссылаясь на то, что документация пока разрабатывается. В ТПУ "Некрасовка" и на Селигерской помимо коммерческой недвижимости возможно строительство жилья, уточнил Константин Тимофеев. Такой же формат, по словам чиновника, предусматривается и при строительстве еще нескольких ТПУ: "Алма-Атинская", "Нагатинский затон" на юге Москвы и "Мичуринский" на юго-западе — эти проекты будут предложены другим инвесторам.
Созданная в Турции в 1970-х годах Odak Group — сейчас один из крупных застройщиков Казани. Группа была подрядчиком строительства мечети Кул-Шариф, президентского дворца в Казанском кремле, ипподрома, здания Верховного суда, театра оперы и балета. Часть этих строек курировал вице-мэр и глава стройкомлпекса Москвы Марат Хуснуллин во время работы министром строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана.
Ранее NAI Becar (разрабатывала предпроектную документацию для ТПУ) сообщала, что на Селигерской возможно строительство 225,6 тыс. кв. м, в Рассказовке — 340 тыс. кв. м. В Некрасовке объем только коммерческой недвижимости может составить 300 тыс. кв. м, добавил господин Тимофеев. По словам директора по инфраструктурным проектам NAI Becar Константина Королева, сейчас средняя себестоимость строительства коммерческой недвижимости в Москве составляет 70 тыс. руб. за 1 кв. м. То есть примерный объем инвестиций в строительство трех ТПУ для Odak может обойтись в 60,6 млрд руб. Зато рентабельность таких проектов превышает 20%, оценивала ранее NAI Becar. Наиболее доходной составляющей для инвесторов ТПУ в любом случае станут торговые площади, так как пересадочные узлы обеспечивают большой объем трафика, отмечает руководитель направления консалтинга в сфере торговых площадей JLL Антон Коротаев. Между тем в Москве некоторые инвесторы уже реализуют подобные проекты: группа "Пионер" строит ТПУ в районе Ботанического сада, а совладелец группы ПИК Сергей Гордеев — в Котельниках и Саларьево.
Решение о создании сети ТПУ чиновники Москвы приняли в 2011 году. Мэрия рассчитывала построить 273 узла, из них 93 объекта должна была курировать "дочка" РЖД ОАО "РВ-Метро", 31 — ОАО МКЖД (совместная компания железнодорожной монополии и мэрии столицы), остальные ТПУ — власти города. Но этот механизм в скором времени изменится. Вчера господин Тимофеев заявил, что проекты ТПУ, развитием которых ранее занималось "РВ-Метро", теперь будут переданы в ведение столичного департамента транспорта. Ведомство должно разделить их между структурами ОАО "Мосинжпроект" (полностью подконтролен городу) и ГУП "Московский метрополитен". Кроме того, РЖД рассматривает возможность выхода из состава учредителей МКЖД, так как у монополии нет лишних средств на участие в проекте по ТПУ (см. "Ъ" от 4 июня). В "РЖД--развитие вокзалов" ситуацию не прокомментировали.
Для ТПУ, закрепленных за МКЖД, инвесторов будут выбирать на аукционе. "Предметом торгов станут либо площадки, либо акции проектных компаний, в капитал которых внесен участок под застройку",— рассказал Константин Тимофеев. При отборе инвесторов для ТПУ, которые будет курировать "Мосинжпроект", также предусмотрены торги на право заключения смешанного договора и передача земли в аренду без конкурса по схеме для масштабных инвестиционных проектов (соответствующие поправки в московский закон о землепользовании внесены в апреле этого года). Схема сотрудничества инвесторов с ГУП "Московский метрополитен" пока не утверждена.