Россию вписали в рецепт инвестиций по-пекински

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций поделил голоса и доли

Россия с 5,92% голосующих акций стала третьим по величине участником созданного по инициативе Китая Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Проект считается конкурентом Азиатскому банку развития и Всемирному банку, где доминируют Япония и США. Формально у Китая не будет права вето, однако в списке приоритетных сфер вложений значатся наиболее интересные именно для КНР — в частности, строительство в регионе железных дорог.

Фото: Reuters

Россия стала третьим по значимости после Китая и Индии держателем доли в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Согласно распределению квот, Китай получит 26,06% голосов, Индия — 7,5%, Россия — 5,92%. Среди 57 государств, собравшихся сегодня в Пекине (там будет штаб-квартира банка) для подписания учредительных документов, присутствуют как представители Азии, так и все крупные европейские страны (Япония и США отказались от участия в АБИИ). Банк носит четко выраженный региональный характер: 75% голосующих акций будет распределено между азиатскими странами, остальные 25% — между внерегиональными игроками. Директором может стать только представитель Азии. Власти Китая уже заявили, что если ратификация пройдет как запланировано, банк заработает уже в начале 2016 года — после ратификации соглашения минимум десятью странами.

Совокупный размер капитала АБИИ составляет $100 млрд, доля страны в капитале будет зависеть от размера ВВП и внесенного вклада. Самый крупный взнос осуществит Китай — немногим более $30 млрд. Россия вложит в капитал $6,5 млрд, однако его оплачиваемая часть составит лишь $1,3 млрд (остальное предоставляется в виде гарантий). Так как взнос РФ превышает $6 млрд, российский представитель войдет в совет директоров банка. Что касается процесса принятия решений по инвестпроектам, то у Китая не будет права вето. «Механизм четко прописан — от простого большинства до специального большинства и супербольшинства, утверждение о том, что китайская сторона, опираясь на свою долю в капитале, будет блокировать развитие института, не соответствует действительности»,— заявил замминистра финансов РФ Сергей Сторчак.

Согласно уставу, задачами АБИИ являются «улучшение инфраструктуры в Азии» и «работа с проблемами развития» государств региона. По словам Сергея Сторчака, на начальном этапе будут финансироваться проекты в сфере энергетики, транспорта и девелоперские проекты. На более позднем этапе банк будет активнее заниматься железными дорогами, портами, аэропортами, сельским хозяйством, то есть более капиталоемкими проектами. Еще чуть позже, видимо создав специальный инструмент внутри себя, АБИИ станет фондировать мелкие и средние предприятия, пояснил замминистра. Впрочем, некоторые эксперты настроены скептически. По мнению директора аналитического агентства Инвесткафе Ивана Кабулаева, России не стоит рассчитывать на привилегированное положение в организации. «Фактически, мы будем передавать туда свои деньги, но никакого контроля иметь не будем, слишком неравные доли у России и Китая. Не исключаю, что из средств банка может быть профинансировано что-то и на нашей территории, например, очередная нефтяная труба в Китай. Будем увеличивать свою зависимость за свои же деньги» — отметил эксперт в беседе с "Ъ".

В настоящий момент за пределами инициативы остались первая и третья крупнейшие экономики мира — США и Япония. В Вашингтоне публично заявили о недовольстве тем, что Великобритания и другие европейские страны стали участниками банка, а Япония в мае этого года объявила о выделении $110 млрд на инфраструктурные проекты в Азии, но расходоваться они будут напрямую и через Азиатский банк развития, где страна играет главенствующую роль.

Директор программы Азиатско-Тихоокеанского региона Московского центра Карнеги Александр Габуев отметил, что США и Япония в ближайшее время вряд ли присоединятся к проекту. «Америке будет трудно сменить позицию как минимум до конца срока Барака Обамы. Необходимо понимать, что создание АБИИ во многом ускорило то, что США торпедировали одобренную G20 реформу МВФ и Всемирного банка. Япония же сейчас сконцентрирована в рамках политики Синдзо Абэ на качестве проектов, а не их количестве, так что ее тоже ждать не стоит»,— отметил эксперт.

Михаил Коростиков, Татьяна Едовина


Чем теперь Россия интересна Китаю

7% в год. Для Китая такой рост экономики еще не катастрофа, но уже серьезная проблема, которую он пытается решить внешнеэкономической экспансией, резким расширением инфраструктурных инвестиций в Центральной Азии и России. Это поможет справиться с кризисом перепроизводства и обеспечить сбыт китайским товарам. Читайте подробнее

Вся лента