Зарытый вопрос
ДВЖД и власти Приморья по-разному взглянули на реконструкцию тоннеля Сталина
Как стало известно „Ъ“, власти Приморского края и Дальневосточная железная дорога (ДВЖД) разошлись в вариантах реконструкции Владивостокского тоннеля. Железнодорожники полагают, что оптимальным будет полное закрытие объекта с пуском поездов через центр города, тогда реконструкция займет полтора-два года и обойдется в несколько миллиардов рублей. Но в администрации края настаивают, что это создаст проблемы для горожан, а сам тоннель нужно строить заново. Общественность на стороне краевых властей.
Власти Приморского края обратились в РЖД с предложением своего варианта реконструкции Владивостокского тоннеля, на необходимости которой настаивают в Дальневосточной железной дороге. Об этом сообщил „Ъ“ первый вице-губернатор Приморья Василий Усольцев. Как пояснил господин Усольцев, руководство РЖД предлагает на время проведения реконструкции пустить поезда по центру Владивостока. «Администрация Приморья такое решение не поддерживает — грузовые поезда не должны курсировать в активной зоне отдыха приморцев, для горожан это создаст массу неудобств»,— отметил чиновник.
Владивостокский тоннель длиной 1380 м, построенный в 1935 году и названный в честь Иосифа Сталина, первоначально не служил для регулярного пропуска поездов, а предназначался для переброски тяжелых артустановок или бронепоездов в бухту Улисс при возможном нападении противника. С 1951 года по нему пошли грузовые составы, а после электрификации — пассажирские. Но поскольку сооружение с самого начала не предполагалось эксплуатировать как обычный тоннель, многие обустройства не были заложены в проект. Так, обделка тоннеля разрушается из-за агрессивного воздействия сточных вод, так как водоотводная штольня отсутствует.
Накануне на совещании, посвященном реконструкции, представители ДВЖД заявили, что наиболее оптимальный вариант связан с полным закрытием объекта, поскольку необходимо произвести новое обустройство сводов. Движение поездов к станции мыс Чуркин (работает с рядом предприятий, в том числе Владивостокским морским рыбным портом) в этот период, рассказал источник „Ъ“, можно организовать по обходному участку пути в 6 км, который был специально восстановлен несколько лет назад. Это так называемый нижний ход, который проходит через Корабельную набережную и набережную Цесаревича, территорию бывшего «Дальзавода». Подачу поездов в направлении порта можно организовать в ночное время, подчеркивает он.
Но господин Усольцев говорит, что набережные — «излюбленные места отдыха жителей и гостей Владивостока»: «Здесь гуляют мамы с малышами, сюда приезжают туристы. Кроме того, здесь расположены святые для приморцев места — Вечный огонь и мемориал славы Тихоокеанского флота подлодка С-56». «Наш вариант решения проблемы — строительство нового тоннеля, не используя нижние пути движения. Соответствующее предложение мы направили в адрес РЖД»,— сказал „Ъ“ чиновник.
В зависимости от финансирования работы по реконструкции тоннеля могут занять полтора-два года. По данным „Ъ“, представители краевой администрации предлагали железнодорожникам реконструировать тоннель и в технологические «окна». Но тогда реконструкция может затянуться более чем на десять лет, парируют в ДВЖД. На вариант же с прокладкой еще одного тоннеля отсутствует финансирование. Хотя объект попал в программу развития БАМа и Транссиба (его ремонт ранее оценивался в 5 млрд руб.), строительство нового тоннеля потребует значительно больших средств.
Председатель Приморского краевого совета ветеранов Дмитрий Григорович говорит, что предложенный РЖД вариант — «это большой шаг назад»: «Все понимают, что реконструкция будет идти не две недели, а два года! На Корабельной набережной проходят митинги, в частности посвященные Дню Победы, возложения к Вечному огню. Это сложно представить под шум грузовых поездов». А член Общественной палаты Приморья Наталья Изотова полагает, что движение поездов через центр причинит неудобства не только горожанам, но и туристам: «РЖД исходит из принципов экономии, а надо исходить из принципов комфортности».