Обама победил
Заключение окончательного соглашения по иранской ядерной программе следует рассматривать как личную победу президента Барака Обамы, который, похоже, посвятил последние годы правления тому, чтобы оправдать свое нобелевское лауреатство.
В минувший понедельник подписанием окончательного соглашения завершились многолетние переговоры между Ираном и шестеркой мировых посредников о судьбе иранской ядерной программы. В соответствии с соглашением, которое уже названо историческим, Иран сокращает количество центрифуг с 19 тыс. до 6 тыс., берет на себя обязательства по необогащению урана свыше уровня 3,67%, обещает допускать иностранных наблюдателей на свои ядерные объекты и готов переоборудовать ряд из них с тем, чтобы исключить возможность использования этих объектов в военных целях. В обмен Иран получает обязательство ЕС, США и ООН постепенно отменять санкции, наложенные на Иран в связи с его ядерной программой.
Заключение соглашения воспринято как личная победа американского президента Барака Обамы, который, похоже, решил посвятить последние годы своего президентства доказательству того, что присуждение ему Нобелевской премии мира на первом году его правления не было ошибкой. Обама уже помирился с Кубой, решительно встал на сторону палестинцев в их споре с Израилем, а теперь получил и главный приз — официальный отказ Ирана от использования своей ядерной программы в военных целях.
Впрочем, личный интерес американского президента к решению иранской ядерной программы, говорят его противники, привел к тому, что Обама согласился на очень неудачный вариант. Об этом публично заявили в двух дружественных США столицах — Иерусалиме и Эр-Рияде. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху назвал соглашение ошибкой исторических масштабов, примерно так же высказались и в Саудовской Аравии. Однако в Израиле уже предупредили, что вполне готовы к односторонним действиям в случае необходимости: "Мы знали, что воля к подписанию соглашения велика, и поэтому не обещали не допустить подписания этого соглашения. Но мы обещали остановить Иран на его пути к обладанию атомным оружием, и это обещание остается в силе".
По мнению противников соглашения, оно имеет четыре принципиальных недостатка: у Ирана сохраняется его мощная атомная инфраструктура, которую он к тому же имеет право улучшать и модернизировать. Кроме того, соглашение не предусматривает какого-то нового особого режима инспекций со стороны МАГАТЭ, что, по мнению скептиков, дает возможность Ирану водить за нос международное сообщество. Кроме того, ограничения, вводимые в отношении иранской ядерной программы, временные, а не постоянные. А еще это соглашение, желают того стороны или нет, подстегивает гонку вооружений в регионе и, наконец, возвращает Ирану $150 млрд, которые были ранее заморожены в иностранных банках. Как отметил один из противников, "эти средства вряд ли будут использованы на антираковые исследования, а скорее попадут в руки шиитских боевиков, действующих на огромной территории от Ирака до Йемена".