"В российской практике редко бывало такое, чтобы прогнозы по инфляции сбывались"
В июне ВВП России в месячном выражении может показать рост, заявил заместитель министра финансов Максим Орешкин. В ведомстве также не исключают, что к лету следующего года инфляция замедлится до 5,5% годовых. Заведующий лабораторией "Макроэкономика и финансы" Института экономической политики им. Гайдара Владимир Назаров ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Марата Кашина.
— Согласны ли вы с такими прогнозами?
— По ВВП трудно, конечно, судить, но если сравнивать июнь с маем, то я думаю, что мы можем увидеть позитивную динамику. Потому что во многом экономика действительно падает, в первых двух кварталах этого года она большую часть макроэкономических шоков абсорбирует и, соответственно, выйдет на близкие к нулю темпы экономического роста, что для нее, в общем-то, характерно в текущей макроэкономической ситуации. Мы видим, что цены на нефть стабилизировались, ключевые макроэкономические параметры тоже начинают стабилизироваться, у нас снова снижается безработица. Поэтому, на мой взгляд, дальше особо падать экономика не должна, месяц к месяцу падение либо сильно замедлится, либо, я даже не исключаю, что может быть и рост.
— То есть признаки стабилизации налицо?
— Да.
— И вы согласны с цифрой 5,5% годовых — инфляция в следующем году?
— По инфляции — это коварная штука, потому что, если все факторы, которые у нас сейчас есть, продолжат действовать, а именно — сжатие потребительского спроса, которое мы видим, достаточно взвешенная политика Центрального банка и планы по ужесточению бюджетной политики, — то я не исключаю возможности снижения инфляции, наверное, вряд ли до таких низких величин, но до однозначных величин точно может быть снижение. Как показывает российская практика, с инфляцией нам, в общем-то, не везет в стране, у нас постоянно идут какие-то шоки: то монополия резко взвинтит тарифы, то выборы, под выборы надо наращивать расходы, то цены на нефть упадут, доллар скакнет. В результате, соответственно, наши российские цены начинают подтягиваться к этим величинам, поэтому я удивлюсь, если этот прогноз сбудется. Хотя выглядит он вполне логичным, но исходя только из тех тенденций, которые сейчас есть. В российской практике редко бывает такое, чтобы прогнозы по инфляции у нас выполнялись.
— Он выглядит логичным, но слишком оптимистичным. В самом правительстве не верят в такое развитие событий. Помните, на той неделе в Минфине пообещали индексировать социальные выплаты, пенсии на уровне планируемой инфляции 5,5%, но тут же они признают, что реальная инфляция будет больше, и Ольга Голодец была против таких планов. Видимо, там о двузначных цифрах думают, и вдруг 5,5% — приятная новость.
— Не уверен, что двузначная, может быть, там и 9% будет, и 8%, может быть, она будет и ниже, но неопределенность по инфляции очень высока. Если, действительно, линейно будут продолжаться те тренды, которые мы видим сейчас, денежно-кредитная политика будет достаточно жесткой, и бюджетная будет жесткой при этом, я думаю, что 5% реальны. При этом не будет никаких шоков энергоносителей, не будет каких-то дополнительных санкций и других проблем, то, наверное, это возможно.