Асимметричный билет

Во что обойдется зрителям налог на иностранное кино

Облагая НДС билеты на зарубежные фильмы, власти хотят лишить Голливуд "налоговых субсидий". Однако дистрибуторы за прокат зарубежного кино НДС платят и так, и субсидий лишатся вовсе не американские студии, а российские кинотеатры, которые и без того теряют аудиторию.

ВАЛЕРИЯ ХАМРАЕВА, НИНА ВАЖДАЕВА

Господдержка Голливуда

В конце прошлой недели с просьбой не облагать НДС билеты на иностранное кино к президенту Владимиру Путину обратились крупнейшие российские сети кинотеатров, а также сообщество национальных кинотеатральных организаций "Киноальянс". "Крупные сети введение НДС выдержат, у них только EBITDA на 12-15% снизится, но основной удар придется на однозальные кинотеатры, которые не входят в сети и находятся в точке безубыточности",— объясняет президент "Киноальянса" Эдуард Пичугин.

Обложить НДС билеты на зарубежные фильмы в июне предложил Дмитрий Медведев. "Надо посмотреть на систему налогообложения, в том числе по билетам... а если это получится, то, может быть, какую-то часть денег, то, что получается от этого, направить на развитие отечественного кино",— сказал премьер-министр на встрече с создателями выпущенных при господдержке фильмов "Территория" и "Битва за Севастополь".

Министр культуры Владимир Мединский, которому "совершенно непонятно, почему наша налоговая система дотирует Голливуд", идею премьер-министра поддержал немедленно. Это, надо сказать, весьма спорное утверждение. "Дистрибуторы зарубежных фильмов и так платят за их прокат НДС, поэтому новый налог не скажется на иностранных кинопроизводителях — он ляжет исключительно на российские кинотеатры, многие из которых, особенно несетевые и региональные, могут даже обанкротиться",— недоумевают в сети кинотеатров "Формула кино".

Тем не менее Владимир Мединский считает введение нового НДС "исключительно правильным решением", которое позволит привлечь "дополнительные средства для поддержки отечественного кинематографа". Ввести налог на иностранное кино министр пообещал в течение месяца, то есть к концу июля.

По данным компании Movie Research, более 80% выручки (38 млрд руб. из общих 46 млрд) российским кинотеатрам в 2014 году принесли именно зарубежные фильмы. Таким образом, при необходимости платить с этих сборов НДС (18%) кинотеатрам пришлось бы отдать государству почти 7 млрд руб. Для сравнения: в рамках существующей системы господдержки российского кинопроизводства государство намерено потратить в этом году меньше 6 млрд руб.

Было бы преувеличением сказать, что предложение Дмитрия Медведева прозвучало как гром среди ясного неба. В начале 2011 года о том же говорил Владимир Путин, бывший тогда премьером, и уже осенью того же года кинотеатры исключили из списка организаций, освобожденных от уплаты НДС. Изменения, правда, касались всех билетов — и на зарубежные фильмы и на российские. При внесении поправок в Налоговый кодекс их авторы освободили от необходимости платить НДС некоммерческие учреждения культуры и искусства, тогда как раньше этим правом пользовались любые подобные организации. Кинодеятели во главе с Эдуардом Пичугиным пожаловались Путину — и через несколько недель Госдума сразу в трех чтениях приняла поправку, исключившую слово "некоммерческие" из соответствующей нормы.

В 2012 году с идеей, аналогичной инициативе Дмитрия Медведева, выступили депутаты Госдумы Сергей Железняк и Владимир Бортко. Железняк еще и предложил обязать кинотеатры иметь в репертуаре не менее 20% отечественных фильмов (и даже назвал сумму штрафа для нарушителей — до 400 тыс. руб. за каждый выявленный факт). Интересно, что тогда Владимир Мединский выступил лишь в поддержку квот. "Ненулевая ставка НДС или отмена нулевой ударят по карману кинозрителя — просто повысятся цены на билеты",— объяснял министр.

Уже в 2013 году Владимир Мединский передумал и заявил, что на засилье американского кино нам следует ответить введением "разумной пошлины". Предложение одобрил вице-премьер Владислав Сурков, который кроме прочего курировал тогда и кинематограф, однако Госдума ход начинанию не дала. Комитет по культуре напомнил о возможном росте цен, а комитет по бюджету и налогам — о том, что дискриминация иностранной кинопродукции нарушит нормы ВТО.

"Разборки с участием депутатов, кинематографистов и представителей кинотеатров закончились тем, что все признали: в результате введения ограничений на наше кино больше ходить не станут, при этом пострадают и кинотеатры, и зрители,— вспоминает режиссер Георгий Солдатов.— Кинопродюсер Сергей Сельянов во время одного из обсуждений квотирования отечественного кино вообще высказался в том ключе, что у нас и снимать-то некому. Он, мол, усиленно ищет по всей России таланты — и не находит".

Похоже, сейчас эти вполне разумные соображения в расчет никто уже не принимает. Один из собеседников "Денег", пожелавший сохранить анонимность, сообщил, что "еще Владислав Сурков предупреждал кинотеатры о возможном введении НДС в случае неконструктивного диалога с российскими производителями фильмов". На вопросы "Денег" о содержании этого диалога представители крупнейших сетей не ответили. Однако ясно, что в какой-то момент он зашел в тупик.

Трудный сбор

О механизме, который позволит государству лишить Голливуд "налоговых субсидий", пока ничего не известно. Понятно лишь, что Владимиру Мединскому почти наверняка не удастся выполнить обещание, и новые правила не будут введены не то что в этом месяце, а даже до конца лета. Представители Минкультуры рассказали "Деньгам", что оно уже "проработало предложение о внесении изменений в Налоговый кодекс в части отмены освобождения от налогообложения на добавленную стоимость услуг по показу кинотеатрами иностранных фильмов". Детали собеседники "Денег" не раскрывают, однако подчеркивают, что "предложения формулируются таким образом, чтобы интересы ни одной из сторон в российском кинобизнесе не были ущемлены". Сейчас предложения Минкультуры изучают в Минэкономики. В пресс-службе этого министерства "Деньгам" сообщили лишь, что "вопрос прорабатывается".

На "проработку" может уйти немало времени, поскольку НДС — это как-никак федеральный налог. Чтобы исключить кинотеатры из списка льготников, нужен соответствующий закон, между тем 4 июля Госдума ушла на летние каникулы, и следующее пленарное заседание, согласно графику, состоится только 16 сентября. Понятно, что российским депутатам не составит труда принять новый закон за день сразу в трех чтениях, однако тем, кто уже работает или будет работать над документом, придется изрядно потрудиться.

"Введение НДС только для зарубежного кино имеет дискриминационный характер, что прямо запрещено Налоговым кодексом,— рассуждает партнер адвокатского бюро "Юрлов и партнеры" Роман Алымов.— Нельзя увязывать режим налогобложения с местом происхождения капитала, то есть облагать налогом что-то иностранное, но не облагать таким же налогом то же самое, но российское". Кроме того, собеседник "Денег" напоминает, что "в зависимости от того, как именно будут сформулированы изменения в Налоговом кодексе, возможно нарушение Россией международных обязательств, в том числе по международным договорам об экономическом сотрудничестве и развитии — с конкретными государствами и в рамках ВТО". Конечно, возможен и такой вариант: как и в 2011 году, НДС обложат билеты на любые фильмы, но за прокат отечественных лент кинотеатрам предложат субсидии.

Также не вполне понятно, как сделать НДС с билетов целевым налогом — направленным на поддержку отечественного кино. "НДС, собранный с билетов на иностранные фильмы, будет поступать вовсе не на счет какого-то специального фонда, а в федеральный бюджет, где он просто-напросто растворится и будет незаметен — его доля во всем объеме НДС будет пренебрежимо мала",— говорит Роман Алымов.

В общем, вопросов много, и, например, в компании Movie Research полагают, что если налог на иностранное кино и будет введен, то не раньше чем в самом конце этого года, а то и вообще в 2016-м.

Непатриотичное кино

В 2014 году, согласно результатам исследования компании "Невафильм Research", число посещений российских кинотеатров снизилось впервые с 2002 года. В прошлом году было продано 176 млн билетов, годом ранее — на 300 тыс. руб. больше. Казалось бы, разница едва заметна, однако аудитория большого экрана сокращается (прогноз на этот год негативный) на фоне роста числа новых кинотеатров и при практически неизменных ценах на билеты.

По состоянию на декабрь прошлого года средняя стоимость билета на киносеанс в Москве составила всего 378 руб. (в сети кинотеатров КАРО — 366 руб., "Формула кино" — 406 руб., "Синема парк" — 413 руб.), в Санкт-Петербурге — 267 руб. В 2013 году билеты в двух крупнейших городах страны в среднем стоили соответственно 355 и 275 руб.

Таким образом, в Москве рост цен не догнал официальную инфляцию, а в Питере билеты и вовсе подешевели, что обусловлено открытием новых залов (сегодня там, по оценке "Невафильм Research", на 100 тыс. жителей приходится около семи залов — почти на треть больше, чем в Московском регионе). Сдерживая цены, кинотеатры пытаются удержать зрителя, который все чаще предпочитает смотреть фильмы в домашней обстановке (см. результаты опроса "Денег" на стр. 22). "В случае введения НДС кинотеатры постараются снизить денежную нагрузку на зрителей за счет других источников (продажи напитков, попкорна) — думаю, цены вырастут на 7-10%",— предполагает руководитель сервиса онлайн-продаж билетов "Киноход.ру". Дмитрий Зимин.

По данным Movie Research, сборы российских кинотеатров в первом квартале 2015 года увеличились на 7% по сравнению с прошлогодними показателями — до 15,2 млрд руб. Произошло это за счет увеличения кассы зарубежных фильмов, которая увеличилась на 17%, до 10,9 млрд руб. Российские же картины, наоборот, ушли в минус на 12,7%, до 4,2 млрд руб.

В этом году Минкультуры было вынуждено включить режим экономии. На поддержку отечественного кино будет направлено 5,4 млрд руб. вместо запланированных 6 млрд руб. Больше половины суммы (3 млрд руб.) получит подконтрольный министерству Фонд кино, который профинансирует 57 картин (оставшиеся деньги министерство потратит на организацию фестивалей, а также производство авторского, дебютного и документального кино). Фонд выдает деньги кинопродюсерам либо безвозвратно, либо с условием полного возврата средств. Большую часть денег получат восемь крупнейших национальных кинокомпаний — так называемые лидеры. В прошлом году Фонд кино выделил средства для 36 отечественных фильмов, однако только у десяти из них кассовые сборы превысили вложения. До массовой аудитории достучались только три ленты. Самыми популярными российскими фильмами стали "Вий 3D" (касса 1,2 млрд руб. при затратах 678,8 млн руб.), "Елки 1914" (700 млн руб. и 300 млн руб.) и "Горько! 2" (550,1 млн руб. и 80 млн руб.).

Если введение НДС действительно позволит собрать 7 млрд руб. и все они будут брошены на спасение российского кино, объем господдержки фактически удвоится. Практически все собеседники "Денег" на кинорынке увеличение финансирования приветствуют, однако в то, что именно эта мера сработает, не верит почти никто.

"Наше кино, безусловно, нуждается в государственно-частном партнерстве и средствах из бюджета,— размышляет руководитель компании СТВ Сергей Сельянов.— По меркам США $200 млн — бюджет лишь одного не самого масштабного фильма, но для российского кинематографа это существенные деньги. Просто не факт, что кто-то из кинокомпаний их получит, так как механизм распределения до сих пор непонятен".

Перевод с государственного

Своей точкой зрения на новый налог с зарубежного кино с "Деньгами" поделился актер дубляжа Сергей Чихачев, озвучивающий это кино. Среди его последних работ, в частности, Альтрон (Джеймс Спэйдер) в фильме "Мстители: Эра Альтрона" и Т-800 (Арнольд Шварценеггер) в ленте "Терминатор: Генезис".

Фото: Из архива Сергея Чихачева

Когда российскому государству угодно зачем-то обратиться к гражданам, оно, не сильно доверяя сознательности масс, использует особый язык. И всякий гражданин, желающий остаться в трезвом уме / при деньгах / на свободе (нужное подчеркнуть), обязан научиться переводить с государственного на русский. Например, "с рублем ничего не будет" надо переводить как "все деньги пропадут; возможно, завтра". "По просьбам граждан" значит, что никто особо не просил. "По многочисленным просьбам граждан" — вообще никто не просил. Ну и так далее.

Недавно государство официальными устами министра культуры Мединского сообщило о намерении обложить налогом зарубежное кино. "Мне совершенно непонятно, почему наша налоговая система дотирует Голливуд",— поделился своим затруднением министр.

Всякий сердобольный человек может посочувствовать чиновнику, вся жизнь которого наполнена подобным непониманием. Натягивая утром на себя французское белье и надевая швейцарские часы, чиновник должен недоумевать: отчего это мы дотируем Францию со Швейцарией? Мягко усевшись в служебный BMW седьмой серии, чиновник может преисполниться непонимания дотаций автопроизводителям Германии, а звонок айфона в его кармане неизбежно приведет к негодованию по поводу субсидий Америке. Буквально все вокруг чиновника, от мыла и контрацептивов до компьютеров и собачьих консервов, угрожающе дышит дотациями, которые наше щедрое отечество разбрасывает по всему миру.

Хочется спросить: а что, схема повышенных поборов уже где-то сработала? Например, таможенные пошлины на иномарки, от которых машины стоят в два раза дороже, чем в США, уже привели к появлению шедевров отечественного автомобилестроения? Или увеличение тарифов на услуги ЖКХ привело к повсеместно чистым подъездам? А дорожный налог, который автомобилисты исправно платят годами,— на эти деньги в России уже создали сеть пристойных автодорог общего пользования? Не особо-то, правда?

Но давайте на минуту глянем на мир глазами госчиновника. Итак, зарубежное кино обложено еще одним налогом. В казну поступили дополнительные средства. И вот прямо на унылый питчинг в Минкульт приходит, например, режиссер Михалков. И забирает столько средств, сколько ему приглянулось (в последний раз, напомню, ему приглянулся $21 млн). Снимает очередной "Солнечный удар". Этот фильм, предположим, опять проваливается в прокате. А рядом, в других залах мультиплекса, идет как раз то самое зарубежное кино, которое большинство зрителей и предпочитает. Его по-прежнему и будут смотреть, платя за удовольствие просмотра не только авторам, но уже и условному Михалкову, чтоб ему было на что снимать следующий фильм. Не правда ли, эту схему следует признать блестящей? Чем лучше сделает кино условный Спилберг, тем больше денег получит условный Михалков.

И последнее. У меня к зарубежному кино шкурный интерес. Я как раз это самое зарубежное кино озвучиваю. И у меня тысячи коллег: те, кто занимается отбором фильмов, их закупкой, переводом, редактурой, укладкой, режиссурой, менеджментом. Есть артисты, режиссеры; есть прокатчики, владельцы кинотеатров, их персонал, представительства кинокомпаний-мейджоров в России и многие другие. Вам не кажется, что мы с коллегами — это отрасль, которая уже платит налоги? С каждого заработанного голливудским блокбастером рубля, с каждого стакана попкорна и с моего гонорара в казну уже и так ушли деньги.

Что за манера бесконечно дергать корову за вымя, даже если у вас рук больше, чем у нее сосков? Впрочем, уверен, что обращения к воображаемой доярке с внешностью Шивы ни к чему не приведут. И у граждан останутся прежние заботы: правильно переводить с государственного на русский.

"Не будем дотировать Голливуд" — это значит, что билеты в кино подорожают. И все.

Не бог весть какая лингвистическая задача.

И не такие решали.

Вся лента