Электронную путевку — в жизнь
Ростуризм создает систему контроля за отраслью
Ростуризм, напуганный прошлогодней серией банкротств туроператоров, обещает до конца 2015 года запустить в тестовом режиме информационную систему "Электронная путевка", куда будет вноситься информация о каждом купленном турпакете. Как стало известно "Ъ", базу данных, которая позволит контролировать финансовые потоки участников туристического рынка, создаст IT-компания "Астерос". Туроператоры опасаются, что в новой системе окажутся персональные данные туристов.
Подрядчиком по созданию первого этапа разрабатываемой Ростуризмом информационной системы (ИС) "Электронная путевка" станет IT-компания "Астерос" (97,5% принадлежит основателю Юрию Бякову и менеджменту, 2,5% владеет Международная финансовая корпорация). Стороны уже подписали контракт на 153 млн руб., на эти средства "Астерос" до конца года должен разработать опытный образец "Электронной путевки". Об этом "Ъ" сообщил представители обеих сторон.
Система должна объединить данные обо всех турпутевках: в базе будет видно, кто, когда забронировал тур и оплатил его, пояснили в Ростуризме. ИС позволит хранить данные государственных, туристских, банковских и других информационных систем. Система сможет обрабатывать информацию от 30 млн пользователей. Директор проекта группы "Астерос" Алексей Денисов утверждает, что такая система в других странах мира не используется.
В тестовом режиме в систему будут включены два-три туроператора, уточнили в Ростуризме. Полностью ИС должна заработать до конца 2017 года.
В будущем Ростуризм может самостоятельно эксплуатировать систему. Изначально весь проект "Электронная путевка" оценивался в 600 млн руб. Но эта сумма будет уменьшена на фоне общего секвестра госпрограмм, добавили в ведомстве, не уточняя объемов сокращения.
Идея создания единой ИС начала обсуждаться в 2012 году, после крушения "Ланта-тур". Но реальным толчком стала случившаяся осенью 2014 года серия банкротств нескольких десятков туроператоров. Тогда же правительство поручило Ростуризму разработать концепцию по внедрению "Электронной путевки": ее первоначальную концепцию подготовила Stins Coman (сумма контракта составляла 5,8 млн руб.). "Раскрытие информации будет неизбежным, ведомство увидит полную картину, где находятся туристы, сколько их, а также какие операторы демпингуют",— говорила в прошлом году замминистра культуры Анна Манилова.
Заказчики и разработчики ИС пока не могут договориться, будут ли вноситься в систему персональные данные покупателей турпакетов. Именно этот вопрос, а также опасения, что под контролем государства окажутся финансовые потоки туроператоров, изначально вызывали жесткую критику со стороны туроператоров. "Компании очень боятся за свои клиентские базы",— объясняет вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. В Ростуризме обещали решить этот вопрос в рамках технического проектирования. Второй проблемой господин Барзыкин называет администрирование системы: "Туроператоры работают с сотнями агентств, всем придется поставить специальные программы, затраты сначала лягут на плечи компаний, а потом и туристов". Понятие "электронная путевка" все еще не утверждено законодательно, хотя соответствующие поправки к отраслевому закону направлены в Госдуму, напоминает президент Ассоциации турагентств Андрей Гаврилов. Изначальный вариант предполагал, что электронный билет будет полной копией бумажного договора с клиентом, но этот вариант не понравился бизнесу, тогда началось обсуждение возможности введения усеченной формы, но и оно пока не завершилось, объясняет господин Гаврилов.
Опасения у представителя "Библио Глобуса" Игоря Антонова вызывает технический уровень разрабатываемой системы: "Когда в последний раз представляли концепцию туроператорам, "Электронная путевка" содержала лишь 10% необходимой информации". По идее в ИС нужно вносить также информацию об изменениях после бронирования стоимости туров, по какой причине это произошло, добавил господин Антонов. При этом он уверен, что само по себе предоставление информации не проблема для туроператоров. "Единственная информация, которую компании обычно не раскрывают,— себестоимость продукта, но порядок этих цифр и так понятен игрокам рынка",— заключает эксперт.