Депутаты позволят забыться
Проект о "праве на забвение" принят во втором чтении
Вызвавшие недовольство интернет-компаний поправки к закону "Об информации", получившие название "право на забвение", были приняты во втором чтении практически единогласно. В новой редакции депутаты учли целый ряд замечаний, но их оппоненты по-прежнему настаивают, что будущий закон ограничит права граждан на поиск информации.
Вчера депутаты приняли в ключевом, втором чтении пакет поправок к закону "Об информации" и Гражданскому процессуальному кодексу, внесенный 29 мая представителями всех четырех думских фракций. За так называемое право на забвение проголосовали 435 депутатов, лишь один воздержался. Проект предполагал обязать поисковики по заявлению граждан удалять ссылки на недостоверную, неактуальную или распространяемую с нарушением закона информацию, за исключением ссылок на сообщения об уголовно наказуемых деяниях, "пока не истекут сроки привлечения к ответственности, или о совершении преступления, по которому не снята или не погашена судимость". По словам источника "Ъ" в Госдуме, третье чтение законопроекта состоится 3 июля — во время последнего пленарного заседания весенней сессии.
В первом чтении проект был принят уже 16 июня, а его обсуждение с отраслью проходило в ускоренном режиме, несмотря на критику со стороны интернет-компаний. Так, согласно документу, поисковики должны самостоятельно оценивать размещенную в интернете информацию на достоверность, актуальность и соответствие закону, хотя, по их мнению, это должно входить в функции Роскомнадзора и судов. Кроме того, поисковой системой можно было бы считать любой сайт в интернете, имеющий функцию поиска по размещенной на нем информации. Также, подчеркивали в "Яндексе", если бизнес обяжут заниматься премодерацией выдачи, это парализует работу поисковых систем и позволит необоснованно привлекать их операторов к ответственности. Первую редакцию проекта критиковала не только интернет-индустрия, но и правовое управление Госдумы, а также правительство, указывавшие на нарушение конституционных прав граждан свободно передавать, производить и искать информацию любым законным способом и на возможное ухудшение качества поиска.
В итоге интернет-компании убедили депутатов существенно смягчить документ. Например, срок рассмотрения заявлений граждан продлен с трех календарных дней до десяти рабочих, требования должны будут содержать URL-адреса, а сайты, которые ищут только по собственным страницам, из-под действия закона выведены. "Найден компромисс между мнениями законодателей, интернет-отрасли и медиаиндустрии: из 17 поправок, предложенных в ходе заседаний нашего экспертного совета, в тексте учтено 15. По-моему, это лучший ответ на вопрос, удалось ли нам подготовить сбалансированный документ",— заявил вчера "Ъ" глава думского комитета по информационной политике Леонид Левин.
Профильный комитет не учел два принципиальных предложения отрасли — исключить возможность предъявления иска по месту жительства истца и отложить срок вступления закона в силу с 2016 до 2017 года, указывают в Российской ассоциации электронных коммуникаций. Google в Европе начал удалять информацию по запросу пользователей уже через два месяца после принятия аналогичного решения, парирует Леонид Левин. "А насчет подсудности... Мы считаем, что у граждан должно быть право защищаться там, где они находятся",— заключает он.
Впрочем, представители интернет-компаний с депутатами не совсем согласны. В целом спорных вопросов меньше не стало, продолжает директор по внешним коммуникациям Rambler & Co Матвей Алексеев, добавляя, что ответственность поисковиков необоснованна. "Очевидно, что основная нагрузка по разбирательствам ляжет на поисковые системы, хотя сами поисковики никакой информации не распространяют и ответственности за ее публикацию не несут",— говорит директор по связям с общественностью "Яндекса" Очир Манджиков. Ситуация усугубляется еще и тем, что закон вводит нестандартные правила подсудности, приравнивая судебные иски о ссылке в интернете к искам об алиментах и нанесению вреда, и тем самым стимулирует людей обращаться не к сайтам, нарушившим права пользователя, а к поиску, полагает он.