"Если мы сейчас скажем, что здорово спать, народ начнет спать"

Сон на рабочем месте может быть полезен. Об этом свидетельствует исследование международной группы ученых. Такие данные получены в результате эксперимента. Ведущий "Коммерсантъ FM" Алексей Корнеев обсудил тему с Андреем Бильжо — художником, писателем и ресторатором, а по образованию психиатром.

Фото: Николай Цыганов, Коммерсантъ

40 человек в возрасте от 18 до 50 лет в течение трех дней соблюдали нормальный режим сна. Людям предлагалось пройти несколько психологических тестов, а также попробовать решить задачу. Некоторым испытуемым после этого разрешали поспать в течение часа, а оставшиеся участники проводили это время за просмотром видеозаписей живой природы. После этого люди вновь проходили тесты. Результаты показали, что часовой сон существенно снижал уровень психологического напряжения, а также улучшал концентрацию и увеличивал настойчивость людей при решении задач. Авторы статьи уверяют, что работодателям следует взять на вооружение результаты исследования и обеспечить своим сотрудникам возможность поспать на рабочем месте.

— Андрей Георгиевич, что думаете по поводу сна на рабочем месте?

— Доброе утро! Сложная тема, на самом деле. Не такая она однозначная. Мы об этом, конечно, догадывались, когда спали на работе, играли в морской бой на собраниях, куда нас загоняли. Рисовали карикатуры, как я, например, на всяких начальников, партийных боссов и так далее. Будучи не членом партии, в профсоюзных организациях я должен был состоять. Штирлиц вспоминается, которому нужно было спать всего двадцать минут, и он полностью восстанавливался.

Знаете, перефразируя известно крылатое выражение "что русскому хорошо, то немцу смерть", здесь я бы сказал наоборот: "что немцу хорошо, то русскому смерть". А для особо чувствительных радиослушателей национальный вопрос: "что для россиянина смерть?", это очень сложный вопрос. Мне кажется, и так спят на работе, и так очень много играют. Насколько я знаю, начальники борются с сотрудниками, которые сидят в компьютере и играют во всевозможные игры. Все очень индивидуально. И еще все зависит от профессии. Представляете, вы, ведущий радио, вдруг засыпаете во время радиоэфира, решили немного поспать, вздремнуть в течение 20-30 мин.

— Я знал такого радиоведущего. Мало того, вы его тоже знаете, в Facebook с ним дружите. Он это делал. Был такой.

— Он это делал, хорошо. Радиоведущий — не так страшно, я согласен. А пилот?

— Это да.

— Пилот, штурман, который ведет корабль или самолет, летчик вдруг вздремнул, или его потянуло в сон после обеда. А хирург, который решил вздремнуть во время четырехчасовой операции, вдруг потянуло в сон? Я в Советском Союзе такое видел, когда пошел в больницу, в один известный институт к своим друзьям. Мы пошли с моим приятелем пообедать. И я смотрю: за соседним столиком (большие столовые были в крупных медицинских центрах) сидит группа хирургов. Они едят по полной программе, значит, как было принято — две котлеты с двойным гарниром, стакан сметаны с булочкой, еще по бутылке пива "Жигулевского". Я спрашиваю своего друга: "Миша, а они что, уже сегодня не оперируют?" Он говорит: "Нет, почему? Они сейчас идут как раз на операцию, на тяжелую". Что это такое? Как это можно себе представить? После обильного обеда и бутылки пива в обеденное время идти оперировать? Да тут же спать хочется моментально, после пива клонит в сон, это знают все любители пива.

— Подтверждаю.

— И не только в сон, еще нужно отойти в одно место, потому что полный мочевой пузырь.

— Да куда только не клонит.

— Это очень сложный вопрос. И потом — дорога, например, едут люди иногда на работу, стоя в пробках, а если еще и перекрыли движение, потому что движется кортеж от президента до маленького-маленького начальника, который купил себе и поставил мигалку, и все перекрывают, что тогда? Человек движется на работу в течение двух часов, двух с половиной. Я знаю одного человека, который выезжает где-то в районе шести часов, половине шестого, заезжает домой к маме, которая живет по дороге, там он спит еще 45 минут, завтракает, спит 45 минут и дальше движется на работу. Это все как соединить?

Существуют какие-то индивидуальные биоритмы, существуют профессии, это очень сложный вопрос. Если мы сейчас скажем, что здорово спать, народ начнет спать. А он и так, мне кажется, спит. Мне кажется, народ у нас довольно сонный. И я так предполагаю (только предполагаю, ничего не хочу сказать), мне кажется, даже на работе иногда выпивает в рабочее время.

— Я не видел этого, конечно. Но, вероятно, да.

— Я этого тоже не видел, я только предположил.

— Конечно.

— Я могу только об этом думать, сейчас народ очень обидчивый, чувствительный. Но кто-то, может быть, себе позволит пропустить стаканчик-другой. Сейчас я с вами разговариваю, и народ итальянский по Венецианской набережной бежит на работу, торопится, и напротив меня киоск, называется это kiosketto. Вообще, итальянский учить очень легко: к любому слову приставляете -etto, и получается итальянское слово, киоск — kiosketto. Туда подбегают итальянские морские офицеры, очень красиво всегда одетые, безукоризненно, люди других профессий и пропускают чашечку кофе, причем чашечку кофе они выпивают залпом, как у нас водку.

Это вообще и есть итальянский завтрак — чашка кофе быстро, и побежал дальше. Но некоторые позволяют себе пропустить стаканчик белого вина и бегут на работу. И ничего с ними не происходит, они не садятся за руль, потому что это Венеция, дальше прибегают бодрые на работу и отлично себя чувствуют, и развивают свою Италию. Здесь тоже кризис, но он какой-то улыбающийся, радостный кризис, бодрый, жизнеутверждающий, ни в кого не тычут пальцем и не бьют себя в грудь, какая у них огромная и бесконечная культура. Будьте здоровы, держите себя в руках. Хотите спать на работе — спите, только не проспите свою жизнь — вот что самое главное.

— Замечательные слова.

Вся лента