"В случае отключения электроэнергии Крым сможет частично себя обеспечить"
Поставки в Крым украинской электроэнергии не ограничивались и идут в полном объеме. Об этом сообщили в Минэнерго Украины. Однако, по словам министра энергетики Крыма Сергея Егорова, в среду Киев может полностью отключить полуостров от своих сетей. Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Алексея Корнеева.
Правительство Севастополя на своем сайте сообщило горожанам о возможном отключении электроэнергии в городе с нуля часов 1 июля.
— Насколько Крым сегодня действительно зависим от поставок электричества из Украины, может быть, в процентном соотношении?
— Примерно на 85%. Сейчас Крым и Севастополь потребляют порядка 1,3 тыс. МВт. А свои генерации у них существенно меньше. Если говорить про теплоэлектростанции, что-то около 130 МВт. Плюс есть альтернативная энергетика. Но альтернативная энергетика — это, скорее, проблема, чем помощь. Потому что эти 250 МВт суммарно установленной мощности можно смело делить на пять, а то и на десять, чтобы получить хоть какую-то картину сопоставления с теплоэлектростанциями. Это не выход. Но сейчас на территории Крыма и Севастополя есть порядка 300 МВт мобильных газотурбинных станций. И социально значимые объекты обеспечены дизельными генераторами тоже примерно на 300 МВт. То есть в случае отключения Крым сможет частично себя обеспечить, по крайней мере, без каких-то излишек.
— Странно. По-моему, еще в прошлом году власти говорили о том, что одна из первоочередных задач — это обеспечение Крыма автономным электричеством, автономными поставками света, но этого так и не произошло. Как вы думаете, почему?
— Только во вторник была опубликована программа развития топливно-энергетического комплекса республики Крым. До этого программа готовилась. В Крыму не инвестировали в развитие генерации сетей на протяжении очень многих лет. Средний срок службы электрических сетей порядка 30-35 лет. Две теплоэлектростанции построены в 1930-х гг., одна в 1950-х, и одна в 1960-х. Самая молодая, если не ошибаюсь, в 1961 году. С тех пор там практически не велись ремонты. Сейчас проведены какие-то ремонты, появились планы по реконструкции, увеличению установленной мощности. Просто это не делается за один день. Есть планы по развитию собственных генераций. Теперь это порядка 800, в зависимости от некоторых обстоятельств, до 1000 МВт. И плюс на территории Краснодарского края будут строить какие-то генерирующие мощности, будет строиться так называемый энергомост между Краснодарским краем и Крымом и Севастополем. Давайте посмотрим, что собираются сделать в этом году. В это году собираются развивать сети и начинать строить генерацию. Сети — порядка 300 км будет построено от Керчи до Феодосии еще куда-то туда. И это большая проблема. Вы можете построить генерирующие мощности, но они не смогут обеспечить республику и город федерального значения Севастополь просто из-за пропускных способностей, имеющейся инфраструктуры. И сейчас это будет решаться до 2017 года где-то.
— Если все-таки Украина пойдет на отключение электроэнергии, Крыму сегодня-завтра не обойтись без веерных отключений. Население это почувствует на себе?
— Население, скорее всего, почувствует, но населению, к сожалению, не привыкать. Украина использует этот довод в газовом, угольном торге, не будем забывать про уголь, потому что в декабре была история с углем. Сейчас эти угрозы Украины напрямую связаны с тем, что правительство Российской Федерации не собирается предоставлять Украине ту скидку на газ, которую она хочет получить, а предоставляет порядка $40. Понятно, что Украина хотела бы получать газ бесплатно, извините, мы же в рыночной экономике, давайте жить в рыночной экономике.
— Украина тоже так считает: мы в рыночной экономике, хотим — даем электроэнергию, хотим — не даем.
— Нет, это извините.
— Почему?
— Есть некий заключенный документ. Что значит "хотим — даем, хотим — не даем"? Ей платят за этот товар, причем платят, в отличие от нее, аккуратно. Украина, к сожалению, не может похвастаться аккуратными платежами и в нужных объемах. А кроме того, это, мягко скажем, не очень хорошо для самой Украины, потому что, как вы понимаете, для нее сейчас каждая копейка на счету. Они сами говорят о том, что у них дефолт приближается. Но если они хотят лишиться рынка сбыта электроэнергии, здорово, их можно поздравить с этим. Значит, они лишатся еще денег.
— Бог с ними, это проблема Украины. Я в данном случае пытаюсь понять, нарушает ли какое-то соглашение в данном случае Украина, и может ли Россия подать на нее в суд?
— Суды — это бессмысленно. Тут, скорее всего, сейчас идут какие-то закрытые переговоры между сторонами, из-за чего не случилось этого отключения, они обозначили свою позицию, что если вы нам газ не продаете, мы вам будем отключать электричество, и, скорее всего, сейчас правительство Российской Федерации по двум направлениям действует: переговоры, плюс изыскивает возможности по усилению энергобезопасности Крыма. Может быть, туда сейчас будут переброшены еще какие-то мобильные генерирующие мощности, постепенно наращивали их количество, они не очень эффективны. Но они хороши, когда такая ситуация складывается, когда у вас просто нет других источников.
Там, если возьмем теплоэлектростанции, эти 130 МВт, плюс 300 МВт эти газотурбинные мобильные станции, у нас уже 430 МВт. Плюс еще дизельные генераторы, но они где стоят: это больницы, водоканалы и прочие подобные объекты. То есть, конечно, это не 100%, ну да, конечно, солнечная энергетика, которая сейчас может давать какую-то приемлемую генерацию, но только днем, понятное дело, это можно считать, что там, если ее 170, то это примерно, как 17 МВт будет при нынешних условиях, как 17 МВт теплоэлектростанции. Посчитаем, посмотрим, насколько Крым и Севастополь себя могут обеспечить. Они переживут. Другое дело, что курортный сезон немножечко может пострадать, но туда может прийти сейчас автономная электрификация с установкой генераторов для некоторых населенных пунктов.