"Нападение ИГ на армейские блокпосты в Египте — профессионально проведенная войсковая операция"
Боевики группировки "Исламское государство" напали на Египет. Исламисты атаковали армейские блокпосты на севере Синайского полуострова. Обозреватель отдела внешней политики газеты "Коммерсантъ" Максим Юсин обсудил тему с ведущей радио новостей Натальей Ждановой.
Агентство AFP приводит текст заявления террористической группировки, размещенного в соцсетях, в котором говорится, что члены ИГ одновременно напали на более чем 15 блокпостов, принадлежащих вооруженным силам Египта. В результате нападений, по данным агентства "РИА Новости", погибли 50 египетских военных.
— Хочу сразу уточнить, что по некоторым данным, там уже гораздо больше погибших, 70 только со стороны военных. Цифры еще, вероятно, будут меняться в течение дня, потому что нападение масштабное. Как вы думаете, за последнее время что-то было подобное?
— Ничего подобного не было. Это была настоящая профессионально проведенная войсковая операция. Они одновременно атаковали 15 блокпостов, пять крупных, фактически укрепленных пунктов, два из них захватили. Естественно, туда еще не могут подойти люди, чтобы эвакуировать тела, посчитать число погибших. Но такого не было, я не припомню даже, никогда не было. Чтобы так однозначно "Исламское государство" на себя брало ответственность и фактически объявляло войну светским властям Египта, такого тоже не было. Это очень тревожно по многим причинам. Туристический сезон, сколько наших людей там, мы видели, что в Тунисе происходит.
— Вы считаете, что эта территория может стать вторым Тунисом, там может развиваться конфликт так же, как в Тунисе?
— Я боюсь, что да. Логика та же самая: местные исламистские группировки вначале заявляют о том, что они переходят в подчинение "Исламского государства", потом они берут на вооружение методы "Исламского государства", его идеологию. Какие у него методы? Целенаправленное уничтожение иностранных туристов, во-первых, потому что они белые, христиане и вообще враги. Во-вторых, потому что туристический сектор — это важная отрасль экономики этих враждебных государств, в данном случае Туниса и Египта. Это ахиллесова пята, по которой легко нанести удар. И уже фактически, посмотрите, тунисская туристическая отрасль в значительной степени разрушена. Если она еще более или менее выжила после первого теракта, когда, если вы помните, в музее устроили бойню, то сейчас это катастрофа.
Может быть, наши туристы самые смелые, самые безрассудные, еще в массовом порядке не отменяют туры, но западные точно это делают. По Тунису нанесен серьезнейший удар, и я не вижу, к сожалению, никаких причин, почему бы "Исламское государство", если оно уже берется всерьез за египетские власти, не пошло точно по такому же пути. Сейчас я бы советовал нашим путешественникам, которые собираются ехать в Египет, многократно подумать, потому что да, конечно, теоретически гарантии безопасности существуют, но, как мы увидели в случае с Тунисом, эти ребята умеют любые кордоны безопасности преодолевать, если уж они такую цель ставят перед собой.
— Максим, а какие глобальные выводы из этого можно сделать, из истории с Тунисом, теперь Египет? Как меняется стратегия боевиков "Исламского государства"?
— Так она и меняется, ползучая экспансия, она даже уже не ползучая, а скачкообразная.
— Какие территории они дальше могут атаковать, куда они дальше пойдут, как вы думаете?
— По всему арабскому миру. По логике, сейчас надо посмотреть, как будет в Сирии развиваться ситуация. Сейчас явно ослабление режима Башара Асада. Если Асад будет свергнут, и Дамаск захватят, то это, конечно, будет ни какая не умеренная оппозиция, которую поддерживают американцы, но которая существует только на бумаге, это будут эти самые радикалы. Если Сирия окажется под их властью, то следующая мишень — Иордания, например, и тоже надо будет десять раз подумать туристам, которые едут, либо непосредственно летят в Иорданию, либо из Израиля едут Петру смотреть, другие замечательные памятники, но они все тоже станут мишенью.
— Максим, как вы думаете, какое решение может принять коалиция западных стран? Что будет с операцией, идет ли речь о проведении наземной операции?
— Это зона ответственности египетских властей. Там уже много лет шли вялые боевые действия против местных исламистских группировок. Здесь западная коалиция никак помочь не может. У Египта есть свои мощные военно-воздушные силы, они уже вступили в бои на Синае с исламистами, поэтому здесь египтяне будут справляться самостоятельно.
Но, с другой стороны, это означает, что у Египта будет оставаться меньше сил и возможностей влиять на ситуацию на других фронтах борьбы с "Исламским государством", в той же Ливии, например, где египтяне помогают светским силам бороться с исламистами. Теперь, я думаю, силы в значительной степени будут отвлечены на Синай. Но на ход боевых действий в Ираке и в Сирии это не окажет принципиального влияния.