Здоровое тело кредита
Банки пошли за клиентами по фитнес-центрам
В условиях ограничения процентных ставок по кредитам со стороны ЦБ банки вынуждены осваивать менее рискованные ниши для кредитования. Сейчас надежных заемщиков банкиры активно ищут в фитнес-центрах, а также в стоматологических и офтальмологических компаниях. Хотя кредиты на их услуги не новинка, до сих пор они были развиты слабо в связи с низким спросом со стороны клиентов и небольшим объемом рынка.
О намерении специализироваться в POS-кредитовании (кредиты на приобретение товаров и услуг) на клиентах фитнес-центров, центров офтальмологии и стоматологии банк "Русский стандарт" сообщил на днях в своем отчете за 2014 год. Комментировать свои планы в "Русском стандарте" отказались.
Для большинства игроков на рынке POS-кредитования эти партнеры не новы, однако и они активизируют работу с компаниями в указанных сегментах. Кредитование в сфере красоты и здоровья стало развиваться в 2012-2013 годах, когда банки начали выходить в необычные для себя ниши в поисках новых клиентов. Однако до сих пор кредитование в данном сегменте развивалось не слишком активно из-за низкого спроса. "Мы выдаем кредиты на фитнес и на медицинские услуги уже несколько лет, и если раньше кроме нас в этих сегментах был максимум один банк-конкурент, то в 2015 году их число выросло до трех-четырех банков",— указывает вице-президент Кредит Европа банка Ильсур Гибадуллин.
Банкиры--участники рынка POS-кредитования не скрывают, что стали более активно выдавать кредиты на услуги красоты и здоровья или планируют это сделать в ближайшее время. По словам директора по развитию бизнеса потребкредитования и стратегических партнеров Альфа-банка Дмитрия Жиздюка, по сравнению с 2014 годом доля кредитов, выданных в салонах красоты и фитнес-центрах, а также центрах, предлагающих медицинские услуги, в настоящее время выросла как минимум на треть (до 12-13% в совокупном портфеле POS-кредитов банка). Отмечают рост кредитования в этом сегменте и в банке "Ренессанс Кредит". По словам старшего вице-президента по развитию банковских продуктов и маркетингу банка "Ренессанс Кредит" Евгения Лапина, доля кредитов, выданных клиентам в салонах красоты и фитнес-центрах, а также в медицинских клиниках, в настоящее время составляет порядка 6% от кредитного портфеля банка (годом ранее этот показатель находился на уровне порядка 5,5%). В ОТП-банке пока только планируют более активно работать в данном направлении. "Доля кредитов, выданных на медицинские услуги и на фитнес, по сравнению с 2014 годом не изменилась, однако банк намерен активнее развивать эти направления в 2015 году",— указывает зампред правления ОТП-банка Александр Васильев. В ХКФ-банке также планируют активнее кредитовать фитнес и медицинские услуги.
По данным FRG на 1 мая, с начала года совокупный портфель POS-кредитов сократился на 30%, до 185 млрд руб. В первую очередь это связано со снижением качественного спроса со стороны населения на фоне роста закредитованности. "Хотя банки не сумеют заместить выпадающие объемы за счет кредитования фитнеса и медицинских услуг, они смогут привлечь новых качественных заемщиков, которым впоследствии смогут предлагать и другие продукты, наращивая портфель с меньшими для себя рисками",— указывает Дмитрий Жиздюк.
Способствует развитию "здоровых" направлений кредитования и рост спроса на такие ссуды на фоне снижения платежеспособности населения. "На фоне кризиса ряд услуг, таких как стоматология или фитнес, существенно подорожали,— указывает Александр Васильев.— Чтобы не терять клиентов, компании предлагают им приобрести услуги в кредит". Контрагенты банков (в сфере фитнеса и здоровья) не отрицают, что заинтересованы в развитии кредитования. По словам заместителя гендиректора по операционной деятельности X-Fit Group Ирины Тумановой, сотрудники отделов продаж клуба активно предлагают клиентам воспользоваться кредитами при приобретении клубных карт. В ближайшем будущем спрос на банковские кредиты будет расти, уверена госпожа Туманова.