В инвестиционном климате рейтинг не растет
В Нижнем Новгороде обсудили методику оценки АСИ
Вчера в Нижнем Новгороде представители Агентства стратегических инициатив (АСИ) и администрации области обсудили Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата-2015, в котором регион оказался на 46-м месте из 76. У чиновников и экспертов возникли вопросы к методике исследования, но игнорировать результаты рейтинга в администрации не намерены, признавая, что полученными данными могут воспользоваться иностранные инвесторы при выборе регионов-партнеров.
По итогам исследования, проведенного АСИ, Нижегородская область заняла 46-е место из 76 возможных и вместе с другими 20 субъектами вошла в третью группу из пяти, не попав не только в лидеры рейтинга (Татарстан, Калужская, Белгородская, Тамбовская и Ульяновская области), но и в список регионов «с комфортными условиями для бизнеса». Так, регион получил оценку «B» (высший балл — «А») за поддержку предпринимательства и развитие институтов для бизнеса и оценку «D» за качество предоставления госуслуг бизнесу и состояние инфраструктуры и ресурсов.
Как пояснил общественный представитель АСИ в Нижегородской области Алексей Алехин, рейтинг составлялся, чтобы оценить результаты внедрения инвестиционного стандарта, разработанного АСИ, состояние инвестиционного климата в разных регионах и его уровень относительно среднего по стране. По словам господина Алехина, регионы, не согласные с результатами рейтинга, могут его оспорить.
Заместитель министра инвестиционной политики Нижегородской области Ксения Герк, комментируя итоги рейтинга, сообщила, что у области, как и у других регионов, есть вопросы к исследователям. Не углубляясь в оценку деталей методики, замминистра отметила: «Все понимают, в каком положении находятся соседние регионы и как они работают, поэтому удивляет, как один регион мог оказаться впереди другого. Например, на прошлой неделе на совещании в АСИ в Москве многие задавали вопрос, как Костромская область оказалась на шестом месте в рейтинге, а Нижегородская — на 46-м». Ксения Герк подчеркнула, что оспаривать оценку правительство области не намерено: АСИ предоставляет результаты рейтинга иностранным инвесторам, которые могут выбирать регион для размещения производств, руководствуясь этим данными. Кроме того, по информации госпожи Герк, апелляции других регионов, поданные по результатам прошлогоднего рейтинга, были отклонены. «Мы нацелены на то, чтобы к следующему году выявить узкие места, изучить лучшие практики и хорошо сработать, а не оспаривать то, что уже сделано», — сообщила замминистра. По ее признанию, «узкими местами» в регионе можно считать процедуру получения разрешительных документов на строительство и сроки предоставления земельных участков (в Нижегородской области они составляют 90 дней, в некоторых других регионах — 60). «Я думаю, в следующем году все наши недочеты будут исправлены. Все знают, что у региона огромный потенциал», — отметила замминистра. По ее словам, губернатор Валерий Шанцев поручил в 2016 году вывести регион в пятерку лидеров. Кроме того, администрация региона предложила назначить губернатора главой совета по формированию нацрейтинга, вступить в совет всем органам власти региона и бизнесменам. «Чтобы мы могли понять, что необходимо бизнесу, и приложить все усилия для создания комфортных условий», — пояснила Ксения Герк.
Вопросы к составителям рейтинга есть и у руководителя нижегородского управления Федеральной антимонопольной службы Михаила Теодоровича (ФАС и АСИ совместно разрабатывают стандарт развития конкуренции): «Не очень понятно, как формировались выборки, кто их формировал, да и 2% участников опроса для выборки тоже маловато. И потом, что такое привлекательность? Это свойство, которое оценивается снаружи. Девушке кто-то должен сказать, что она привлекательна, и цветы подарить. Но я не вижу в исследовании мнения о регионе инвесторов со стороны», — пояснил господин Теодорович. Кроме того, по его мнению, составители рейтинга не воспользовались такими данными, как объем привлеченных в регион инвестиций, их распределение по отраслям, объем инвестиций в пересчете на каждого налогоплательщика, на рубль господдержки или на рубль вложений в инфраструктуру. «Конечно, сама по себе цифра (место региона в рейтинге. — „Ъ“) интересная и волнующая воображение. Но в действительности поводов для переживания у нас нет. Мы должны совместными усилиями, работая каждый в своем направлении, заниматься теми вещами, которые реально продвигают нашу область и поднимают уровень удовлетворенности населения в целом и бизнеса в частности», — считает Михаил Теодорович.
Ведущий эксперт рейтингового агентства «Эксперт РА» Владимир Горчаков, комментируя исследование АСИ, отмечает, что оно практически полностью базируется на экспертных оценках и опросах предпринимателей без использования официальных данных, поэтому сильно зависит от структуры выборки респондентов. «К чести коллег хотел бы отметить, что за два года составления рейтинга они смогли исправить недочеты методики и нивелировать многие эффекты „субъективных предпринимательских оценок“. Схожую методику использует Всемирный банк в своем рейтинге Doing Business», — говорит аналитик. Влияние рейтинга на решения иностранных инвесторов, по словам эксперта, в случае прямых инвестиций всегда косвенно, поскольку инвестор смотрит на наличие необходимых для него условий и общее соотношение рисков и доходности.
По мнению Владимира Горчакова, чтобы регион улучшил свои позиции в следующем году, властям нужно «очень плотно общаться с составителями рейтинга и местными предпринимателями, чтобы глубже разобраться в причинах низкого места»: «Следует обратить внимание на „провалы“ по двум блокам: „Регуляторная среда“ и „Инфраструктура и ресурсы“. Низкие позиции по первому блоку означают, что предприниматели не удовлетворены качеством предоставления госуслуг в регионе, например таких, как регистрация юрлиц, выдача разрешений на строительство, выдача лицензий, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям, подключение к газопроводу. Значительная часть этих госуслуг находится в ведении территориальных подразделений федеральных структур, значит, надо работать вместе с ними, в том числе предлагая какие-либо изменения в их внутренних процедурах». Что касается блока «Инфраструктура и ресурсы», то, по мнению аналитика, скорее всего, предприниматели низко оценивают качество таких элементов поддержки, как индустриальные парки, доступные промплощадки и т.д. «Нужно провести аудит подобных объектов и понять, в чем они уступают аналогам из других регионов», — полагает Владимир Горчаков.