Как успешная автомобильная компания решила сделать мир счастливее
Группа VERRA развивает корпоративный универститет
Счастье — это когда ты с удовольствием мчишься на работу и радостно возвращаешься домой. Это известная формулировка, но многим такое кажется недостижимым. Хотя для этого нужно лишь заниматься любимым делом: со страстью отдаваться ему и в ответ получать заряд колоссальной энергии.
Невероятно, но в Перми есть уникальная компания, в которой исповедуют именно такой подход. В автомобильном холдинге VERRA четко осознают: только счастливый сотрудник может сделать счастливыми своих клиентов, а счастлив тот, кто занимается любимым делом и изо дня в день совершенствуется в нем.
И сама компания, созданная в 1998 году, за 17 лет ни на секунду не останавливалась в своем развитии. Она постоянно обучалась новому и оттачивала как бизнес-процессы, так и личные таланты каждого в команде.
Базой для этого всегда были новые знания. Компания впитывала их, в первую очередь, из знаменитых трудов — книг бизнес-гуру и специалистов по развитию личности. Все это легло в основу философии группы VERRA.
Сейчас компания активно делится накопленными знаниями и умениями. Для этого здесь уже девять лет работает корпоративный университет. Это — своего рода место силы, где помогают развиваться каждому в команде, а значит, и всей компании.
Оттачивая мастерство
Собственный корпоративный университет появился в компании в 2006 году. Здесь обучают как новых сотрудников, так и уже давно работающих.
Новичков ждут welcome-тренинги, которые помогают им адаптироваться в компании. В течение первых трех месяцев им объясняют суть работы и координируют их действия. Кроме того, осознать процессы, влиться в них и выйти на эффективную работу новым сотрудникам помогают наставники.
Для действующих сотрудников здесь регулярно организуют курсы, семинары и мастер-классы, связанные с повышением квалификации и развитием личности. Приезжают сюда и высококлассные коучи.
— Профессионал не может останавливаться в собственном развитии. Поэтому на протяжении всей работы в компании мы помогаем каждому развиваться и реализовать свой потенциал, — говорит HR-директор группы VERRA Кирилл Малюков.
В этом году корпоративный университет полностью преобразился, причем как визуально, так и по своей сути. Если сначала это было традиционное офисное помещение, то сейчас это интересное пространство с современным дизайном. Здесь светло и просторно, а главная тема в оформлении — книги.
Но главное изменение коснулось самой концепции корпоративного университета. Теперь это место действительно уникально. Во-первых, потому, что ни у одной автомобильной компании в Перми нет своего корпоративного университета. А во-вторых, и это самое
главное — в учебном центре VERRA разработан и продуман до мелочей собственный подход к сотрудникам, своя философия.
Только счастливый человек может сделать мир лучше
— Сделать клиента счастливым могут только счастливые сотрудники — вот основная идея, заложенная в концепции корпоративного университета, — рассказывает HR-директор группы VERRA Кирилл Малюков.
Эта мысль — сделать счастливее сотрудников, которые затем, в свою очередь, смогут сделать счастливыми клиентов, — была заложена в концепцию корпоративного университета с момента его открытия. На одной из бизнес-сессий сами сотрудники осознали и высказали эту идею. Это стало внутренней миссией VERRA.
— Нельзя быть несчастным и при этом пытаться дарить счастье другим, — говорит Анна Бояршинова, гендиректор компании VERRA (Toyota, Lexus и Porsche в Перми). — Мы служим для клиентов, и каждый день то, что мы делаем, мы делаем для них, но через призму собственного счастья.
По словам топ-менеджера, не должно быть так, чтобы усталый взгляд сотрудника останавливал человека от долгожданной покупки автомобиля. Наоборот, клиент должен заряжаться от каждого человека в команде VERRA.
Но что такое счастье и как сделать сотрудников счастливыми? Концепция компании строится на двух ключевых вещах: человек должен осознать свое предназначение и раскрыть свои таланты.
Как опытный HR-директор, Кирилл Малюков рассказывает о типичной ситуации: часто люди выбирают свое высшее образование неосознанно. Так делают порядка 90% людей, а причины того или иного выбора абсолютно не связаны с призванием: это может быть «близко к дому» или «мама порекомендовала» и тому подобное. Это порождает порочную цепь: человек не понимает, почему он выбрал ту или иную профессию.
Но бессмысленная работа очень быстро выматывает, говорит Кирилл Малюков.
— Наша задача — помочь человеку понять его истинное предназначение. Потому что счастливые люди — это те, кто понимает свое предназначение, осознанно живет и занимается любимым делом.
Так что профессиональное обучение — это только часть того, что делает корпоративный университет. Его миссия — помочь людям обрести смысл в работе. Когда дело осмысленное и любимое, тогда оно само становится источником энергии, подпитывает и заряжает человека.
— Вы не выбираете семью, в которой родились, те методы, которыми вас воспитывают, потом обстоятельства, в которые ставит вас жизнь. Дальше возникает вопрос: в чем свобода воли? И вот это понимание свободы воли, осознанности бытия, свободы жизни — это те вопросы, который каждый сотрудник в компании задает себе. Каждый день мы спрашиваем сами себя: а занимаемся ли мы любимым делом? В итоге в компании остаются те, для кого их работа — это осознанное дело жизни. Это рождает уникальный эффект — когда люди не устают на работе, а находят в ней источник энергии и радости. Дела делаются быстро, и это приносит удовольствие. В этом и есть суть развития.
Делать свою работу осознанно — это первая и базовая вещь, на которой строится концепция корпоративного университета VERRA. Второй кит этой философии — раскрытие способностей. В компании исходят из того, что все люди талантливы, у каждого есть свой талант. Но только некоторые осознают его, а другие — нет.
Многие образовательные программы в корпоративном университете проводятся как раз для того, чтобы помочь человеку раскрыться, почувствовать свои сильные стороны и применить умения в деле.
— Счастливый сотрудник — это тот, кто раскрыл свой потенциал и реализовал свое предназначение. Замыкается цепочка этого рассуждения так: только счастливые люди делают этот мир лучше, — резюмирует директор по персоналу.
Большая карьера в маленьком городе
Один из партнеров VERRA из Соликамска однажды задался вопросом: можно ли прожить большую жизнь в маленьком городе? Он считает, что можно. Этот предприниматель колесил по миру, бывал, например, в США и Тибете, но всегда возвращался домой.
В «Верре» перефразировали эту идею: «Можно ли сделать большую карьеру в маленьком городе?» — и тоже ответили утвердительно.
Как раз тот, кто выяснил свои таланты, понял смысл работы и занялся именно любимым делом, тот может свернуть горы — вне зависимости от того, что именно он делает. Да, не всем удается это сделать, признаются в компании. Некоторые люди уходят. Но те, кто разобрался в себе, остаются и вместе с компанией продолжают развиваться.
– У нас нет нижних и верхних должностей. Все работают осознанно и делают большую карьеру на своих профессиональных позициях. В этом уникальность нашего подхода, — объясняет Кирилл Малюков.
Анна Бояршинова вспоминает, как однажды наблюдала за одним рабочим моментом: «Я смотрела и наслаждалась тем, с какой гордостью наш сотрудник выдавал клиенту машину. При этом было видно, что клиент тоже гордился, что это происходит именно так».
Философская база
Фундаментом всей обновленной концепции корпоративного университета VERRA стали книги по развитию, ставшие мировыми бестселлерами. Кстати, это отобразилось и в дизайне: в учебном центре есть четыре «именные» аудитории — каждая названа в честь успешного бизнесмена или бизнес-тренера.
С бестселлера Карла Сьюэлла «Клиенты на всю жизнь», можно сказать, начался корпоративный университет VERRA: эта книга легла в основу отношения к клиентам. В именном классе Карла Сьюэлла работают менеджеры по HR.
Кирилл Малюков показывает следующую аудиторию — класс Джима Коллинза «От хорошего к великому». Это малый учебный класс. В своих книгах Джим Коллинз говорит о том, как создать не просто хорошую компанию, которая живет пять-десять лет, а такую, которая будет существовать столетиями.
Самая большая аудитория — это класс Стивена Кови «Осознание предназначения». Кови — писатель по лидерству. Именно от него в компанию проникли идеи о том, что такое целостная, гармоничная личность, о том, что одинаково важны разум, сердце, душа и тело.
Заходим в уютную комнату с зеленым пушистым ковром, диванами и полками книг. Это класс Роберта Шармы. Роберт (Робин) Шарма — канадский писатель, специалист по мотивации, лидерству и развитию личности. Его самая известная книга — «Монах, который продал свой „Феррари“».
Аудитория его имени — это библиотека и, по сути, средоточие всех тех знаний, которые легли в основу корпоративного университета.
— В этом месте произошла точка сборки всех философий, в которые на протяжении многих лет мы погружались, с которыми разбирались и работали. В этом году произошел такой своего рода квантовый скачок — мы получили ответы на большинство наших вопросов, — рассказывает Кирилл Малюков. — Мы начали разговор от Сьюэлла, после этого был Кови, потом Джим Коллинз, и в итоге пришли к Робину Шарма. Эти книги слились в единое знание, единую философию.
Счастливые сотрудники как фундамент успешного бизнеса
Корпоративный университет был первым шагом компании навстречу своим сотрудникам, а сейчас здесь готовятся к следующему этапу — проектируют центр развития личности. Он разместится в отдельном здании на территории компании.
Это будет такое пространство, где для сотрудников будут проходить классы по йоге, семинары о здоровом образе жизни и здоровом питании, гимнастика и дыхательные практики, мастер-классы по медитации и тому подобное.
В первую очередь, все это будет делаться для того, чтобы помочь сотрудникам восстанавливать свою энергию. Например, дыхательные упражнения очень полезны и эффективны, если человек помногу сидит за компьютером. Кроме того, существуют разные короткие, но эффективные тренировки, которые помогают быстро восстановиться — минут за десять. Обо всем этом в компании хотят рассказывать сотрудникам.
— Мы хотим, чтобы каждый сотрудник заряжался энергией на работе и делился ею с семьей и другими людьми, — объясняет затею Кирилл Малюков.
В новом центре будут проводиться и уроки по английскому языку, и семинары по развитию личности.
В компании исходят из того, что счастливый человек — это тот, кто гармонично развивается в четырех плоскостях: личность, любимое дело, здоровье, семья.
— Это не игра в познание себя или в удовольствие. Мы ни в коем случае не отменяем нашу главную цель — обслуживать клиентов и дарить им счастье. А делать мы это будем через счастливых сотрудников. И будем учить проживать большую жизнь в маленьком городе. Наша миссия именно в этом, — утверждает Анна Бояршинова.
Надо сказать, что, создавая все это для своих сотрудников, VERRA вкладывает в них серьезные средства. При этом топ-менеджеры понимают, что отдача будет нескоро, а лишь в долгосрочной перспективе. Но современная компания не может существовать по-другому, уверены руководители.