"Бизнес заинтересован в широком взаимодействии с государством"
Государству разрешили искать себе компаньонов. Законопроект, согласно которому к строительству инфраструктурных объектов могут быть привлечены частные компании, в третьем чтении приняла Госдума. Однако собеседники "Коммерсантъ FM" уверены, что исключение из списка потенциальных партнеров зарубежных компаний — не самое удачное решение в нынешних экономических условиях.
Госдума узаконила государственно-частное партнерство. Парламентарии приняли законопроект в окончательном третьем чтении. Согласно документу, для строительства и обслуживания инфраструктурных объектов государство и муниципалитеты смогут привлекать частные компании. Норма не распространяется на источники тепловой энергии, теплосети, а также на объекты водоснабжения и водоотведения. Сейчас бизнес будет готов вкладываться в совместные проекты, уверен директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.
"Конечно, бизнес испытывает дефицит финансовых ресурсов, ограниченность возможности доступа к ним в силу высоких кредитов, в силу заинтересованности в обеспечении себя стабильными рынками. Конечно бизнес заинтересован во взаимодействии с государством по самому широкому кругу вопросов. Но насколько новые формулировки закона позволят разорвать целый ряд сложных вопросов при взаимодействии государства и бизнеса, насколько они заработают, предсказать достаточно сложно", — уверен Климанов.
В первоначальной версии законопроекта к совместной работе допускались иностранные частные компании. Однако в принятой версии документа этот пункт отсутствует. Такое решение политически обоснованно, считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
"Инфраструктурная отрасль — это то, что непосредственно влияет на повседневную жизнь людей на состояние экономики. Естественно, государство опасается, что капитал будет использован для ухудшения ситуации при воздействии на инфраструктуру. Это немного наивно, если посмотреть на то, что творит само государство с инфраструктурными сферами и как оно само повышает тарифы, до какого уровня, но, тем не менее, государство точно не захочет само организовывать Майдан, а иностранный бизнес вполне может рассмотреть такое желание", — полагает Делягин.
Законопроект о государственно-частном партнерстве Госдума впервые рассмотрела еще в 2013 году. Принятие доработанной версии документа откладывали почти два года. Именно запрет участия иностранных инвесторов в проектах стал решающим для утверждения закона. Так считает исполнительный директор Института экономической политики имени Гайдара Сергей Приходько. По его мнению, экономического основания такой шаг не имеет.
"Мало того, что против нас вводятся какие-то санкции, которые в том числе приводят к резкому снижению инвестиций, помимо этого мы еще ухитряемся и со своей стороны вносить лепту в это дело. Тут вопрос в том, пойдут иностранные инвестиции или не пойдут, а мы еще их не пускаем. Закон, дай бог ошибиться, но, боюсь, что быстро приняли из-за этой поправки", — рассказал "Коммерсантъ FM" Приходько.
Законопроект вступит в силу уже с 2016 года. Региональное законодательство необходимо привести в соответствие с новыми нормами к следующему лету.