"Меняется сама идеология закона "О полиции"

Сотрудникам МВД предлагают предоставить исключительные права. Депутат Госдумы, один из авторов законопроекта Эрнест Валеев и член Московской Хельсинкской группы и член общественной наблюдательной комиссии Москвы Валерий Борщев обсудили тему с ведущим "Коммерсантъ FM" Анатолием Кузичевым в рамках программы "Pro и Contra".

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

Служители правопорядка могут получить новый статус — лиц, которым государство гарантирует "презумпцию доверия и поддержку". Полицейским будет позволено как вскрывать чужие автомобили, так и стрелять в местах скопления людей. Соответствующие поправки в Госдуму внесла группа депутатов из всех фракций во главе с председателем комитета по безопасности Ириной Яровой. Перед этим они проконсультировались с управделами президента и правительством.

Эрнест Валеев: "Во-первых, с момента принятия закона "О полиции" прошло 11 лет, и практика правоприменения поставила задачу необходимости изменения некоторых позиций закона, в том числе, уточнения терминологии и дополнительно регламентации прав полиции, в частности, при проникновении в жилые помещения, на земельные участки и при вскрытии автомобилей. Здесь неправильно говорить о каких-то дополнительных полномочиях. Идет более подробная регламентация этих действий. Никаких дополнительных полномочий полиция в части вскрытия автомобилей, проникновения в помещения не получает. Уточняется процедура этих явлений и основания, при которых эти действия могут совершаться. Есть определенные новшества в части применения оружия, но тут тоже один интересный момент. Никаких дополнительных оснований для применения оружия не появляется, все основания, при которых работники полиции могут применять оружие, прописаны в статье 23 закона "О полиции".

Валерий Борщев: "Меняется сама идеология закона "О полиции". Это, прежде всего, фраза, что полиции дается презумпция доверия. Это действительно может быть в преамбуле, общие слова. Но дальше мы видим, что убираются слова, что полицейский обязан при нарушении прав и свобод человека исправить допущенные нарушения. Теперь нет слова "обязан". Была фраза, что надо ориентироваться на доверие общества. Убрано, что это основной критерий. Должен, но это не основной критерий. И самое главное, что теперь то, чего добивались правозащитники: не должен представляться полицейский, он не должен иметь жетон. Он и так это с трудом делал. Теперь этого нет. Что это означает? Это означает, что контроль над силовыми структурами ослаблен".

Вся лента