Без первых скрипок
Итоги конкурса Чайковского оказались неожиданными
На церемонии награждения лауреатов 15-го международного конкурса Чайковского прозвучали имена лауреатов соревнования по всем специальностям. И оказалось, что скрипачи остались без первой премии. О неожиданных итогах конкурса в этой и других номинациях рассказывает ЮЛИЯ БЕДЕРОВА.
15-й международный конкурс Чайковского, в оргкомитет которого в этом году кроме Валерия Гергиева и других вошла Ольга Голодец в должности сопредседателя, завершился торжественной церемонией награждения лауреатов — телевизионно-эффектной, хотя и томительной по понятным причинам процедурой. В этом году решено было не объявлять итоги так, как это было принято десятилетиями — ночью после финалов при большом стечении возбужденной публики, на сценах залов, где до этого шли прослушивания. Оргкомитету и жюри всех специальностей удалось выдержать эффектную паузу, растянувшуюся почти на сутки, и объявить все самое главное — кто из конкурсантов занял какое место — только на следующий день в концертном зале Чайковского на общем церемониальном собрании. Конкурсанты выходили на сцену получать премии и выглядели совсем иначе, чем на своих концертах: не взрослыми и воодушевленными, а напряженными и нервными. Казалось, что без инструмента они совсем не в своей тарелке. Тем не менее все прошло гладко, все получили свои дипломы из рук членов жюри, хотя на некоторых лицах и было заметно недоумение.
Самыми яркими можно назвать итоги виолончельного конкурса, где против ожиданий однозначный фаворит, как всем казалось еще до старта, Александр Бузлов, крепко и уверенно игравший тур за туром, не дотянул до первого места, удостоившись третьей премии. Из российских музыкантов его переиграл Александр Рамм, одновременно надежный и романтичный исполнитель, он получил вторую премию. А первая, как ни удивительно это звучит, досталась румынскому виолончелисту Андрею Ионице — артистически блестяще и музыкально убедительно отыгравшему все туры и быстро ставшему одним из любимцев публики. Жюри с ней, как мы видим, согласилось. Финал у виолончелистов весь получился сильным, и пятое место у интересной корейской виолончелистки Сон Мин Кан — лишнее подтверждение того обстоятельства, что пьедестал не резиновый. Виолончельное соревнование вообще традиционно выглядит самой свободной и даже душевной специальностью на конкурсе Чайковского. Здесь редки скандалы и катастрофы, но часты убедительные победы. Жаль только, что в этот раз виолончелистов отправили играть в Санкт-Петербург. Отчасти эту потерю компенсировали превосходные трансляции телеканала Medici.tv.
На вокальном конкурсе, тоже проходившем в Петербурге, не найдя себе соперников, победили Юлия Маточкина и Ариунбаатар Ганбаатар.
Совершенно удивительными выглядят результаты у скрипачей. Впрочем, наблюдатели отмечают, что сильно поражаться не стоит — за последние 20 лет и шесть конкурсов первая премия в этом разделе соревнований присуждена лишь дважды. В этом году, не пропустив в финал нескольких сильных музыкантов, в том числе Майю Кишиму, которая тем не менее удостоилась специальной награды за выступление во втором туре, жюри до такой степени, вероятно, не пришло к какому-то внутреннему согласию, что специальность осталась вовсе без победителя, а лауреатов третьих премий оказалось сразу трое. При этом на верхнем из занятых мест разместился тайваньский скрипач Юй Чень Цзэнь — чего от него мало кто ждал. А его по-настоящему яркие конкуренты Клара-Джуми Кан и Гайк Казазян вместе с изначальным фаворитом Павлом Милюковым и обаятельной Александрой Конуновой стайкой распределились ниже — на четвертой и третьей строчках.
Соревнование пианистов, по традиции самое резонансное, завершилось разочарованием тех, кто болел за самобытного и тонкого французского пианиста Люка Дебарга, который произвел в Москве необыкновенное впечатление, хотя ему и трудно было конкурировать в финале с опытными музыкантами. Заметить следы грусти можно было на лицах не только публики, но и членов жюри, хотя, возможно, просто показалось. Тем не менее можно предположить, что многие судьи всерьез желали музыканту призового места. Но этого не случилось. Люка Дебарг занял четвертую строчку и получил также отдельный независимый приз Ассоциации музыкальных критиков Москвы (и концерт в Москве в Доме музыки в декабре), о чем со сцены на церемонии награждения, как показалось, с легким сердцем объявил член фортепианного жюри Денис Мацуев.
Смутило разделение второй премии между двумя не очень сопоставимыми музыкантами — юным американцем-виртуозом Джорджем Ли, игравшим в Москве мощно, радостно и откровенно ученически, и Лукасом Генюшасом, музыкантом, бывшим на конкурсе на голову выше соперников по степени владения мастерством, звуком, временем, смыслом и качеством в музыке. Однако жюри сочло, что фортепианный конкурс выиграл Дмитрий Маслеев — совершеннейшее открытие в том смысле, что, пожалуй, никто о нем раньше не говорил и не ждал от него побед. Молодой музыкант из Улан-Удэ, учившийся в Москве и потом у того же педагога в Италии, обезоружил публику еще на первом туре лирическим блеском и уверенной непосредственностью. У жюри не нашлось, что ей возразить, и «народная альтернатива» (по меткому выражению критика в соцсетях) заняла победную строчку конкурсного парада.
Осталось еще одно вакантное место в призовом фонде конкурса: имя обладателя Гран-при будет названо только в Санкт-Петербурге 3 июля — на втором гала-концерте лауреатов.