Как робот на галерах
Арнольду Шварценеггеру пришлось вернуться
В российский прокат выходит "Терминатор: Генезис" — пятая часть из серии фильмов о роботах, которые постоянно возвращаются и пытаются спасти человечество. В роли легендарного робота после двадцатипятилетнего перерыва снова снялся Арнольд Шварценеггер. Рассказывает ЕЛЕНА КРАВЦУН.
В мире будущего люди оказались в меньшинстве, а их собственная технология вполне успешно пытается избавить землю от органической жизни навсегда. Умная компьютерная программа "Скайнет", интегрированная во все аспекты жизни общества, в один момент уничтожила миллиарды людей. Оставшиеся в живых назвали это разрушительное событие "Судным днем", но надежду на мир после катастрофы им подарил Джон Коннор, взявший на себя роль лидера и возглавивший сопротивление машинам. Однако чем больше он выигрывает, тем более изощренными становятся планы "Скайнет". Теперь целью смертоносной технологии оказывается мать Коннора Сара, ее гибель в прошлом будет означать конец для сопротивления в будущем, потому что возглавляющий его человек просто не появится на свет. "Скайнет" отправляет Терминатора продвинутой версии в 1984 год, но и у Джона есть план. Он запускает следом своего верного боевика, Кайла Риза, чтобы найти и спасти Сару.
На деле же оказывается, что Сара сама кого хочешь найдет и принудительно спасет, потому что эта Сара — из параллельной вселенной. Сильной и независимой ее воспитал Т-800, заменивший родителей и научивший вырубать роботов из будущего одним прикладом. Дальнейшие сюжетные ходы и потуги главных героев сводятся к формуле: "Уничтожить "Скайнет", прежде чем он выйдет в онлайн". А вся мораль фильма сводится к фразе шекспировской глубины: "Нет другой судьбы, кроме той, что мы сами себе выбираем".
Режиссером ленты стал Алан Тейлор, снявший блокбастер "Тор-2" и некоторые эпизоды сериала "Игра престолов". Его роман с Терминатором, скорее всего, будет долгосрочным: "Генезис", по задумке создателей, — лишь первая часть новой трилогии, которую надо успеть снять до 2019 года, то есть до того момента, когда права на всю франшизу вновь вернутся к режиссеру Джеймсу Кэмерону. События нынешней картины — синтез перипетий первых двух "Терминаторов", игнорирующий третью и четвертую части вовсе, своего рода перезапуск франшизы с того места, где она еще не начала откровенно буксовать. Создатели фильма занимаются ровно теми же играми со временем, что и их герои, обнаруживая хитроумие Кристофера Нолана в картине "Начало". "Терминатор: Генезис" определенно лучше своих сравнительно недавних предшественников, но вряд ли это стоит считать комплиментом. Тейлор почти ничего не изобретает, но очень пытается быть Кэмероном. Сюжетно картина повторяет основные события, характерные для большинства "Терминаторов". Новейший Т-800 действует все по той же схеме: отними одежду у неформалов, найди Сару Коннор и уничтожь, бонусом идут погони, драки в промзонах с острыми предметами и чудаковатый исследователь.
Фильм проходит под рейтингом PG-13: несмотря на эффектные баттлы и рушащиеся мосты, он почти бескровен. Безобидные шутки и довольно смешные сцены борьбы так и вовсе переносят его в категорию семейного кино про старого Т-800, начавшего испытывать отцовские эмоции к своей подопечной Саре. Это становится еще более очевидным во время сцен путешествия во времени: создатели картины отчаянно пытались скрыть наготу накачанных тел. Получившийся фильм — как вегетарианская колбаса: знакомый вкус мяса есть, а самого его нет и в помине. Хорошие новости для поклонников визуальных эффектов: всевозможные взрывы, гигантские машины и война будущего присутствуют в кадре с избытком. Но вот только смотреть на эти действительно качественно сработанные сцены в целом как-то скучно. Так и Кэмерон снимал в 1984 году, только скромнее и дешевле. Хотя драка между цифровым молодым Шварценеггером и нынешним Арнольдом похожа на схватку века.
Мать героя-спасителя доверили играть Эмилии Кларк, прославившейся в роли Дейенерис в сериале "Игра престолов". Своими повадками девицы брутальной, но с сердцем принцессы она больше напоминает Летти из автомобильной саги "Форсаж". Меньше всего эмоций — в Кайле Ризе, которого на экране воплотил австралийский крепыш Джай Кортни. Арнольд Шварценеггер по-прежнему хорош, только уже не в прежнем культуристском эксгибиционизме и боевой хватке, а в невозмутимом юморе и лучащемся обаянии.
В конечном итоге фильм открывает бесконечные возможности для создателей сиквелов, в которых, как в "Дне сурка", Сара, Джон и Кайл будут умирать и возрождаться, а меняться будет лишь последовательность этих перерождений и количество морщин на лице Железного Арни.