"Гарантия за исправность работы дается на полгода"
Какие приемы использовали автодилеры Российской Империи
В 1902 году в Санкт-Петербурге открылся крупнейший в Российской Империи магазин по продаже автомобилей, имевший ремонтную и кузовную мастерские,— предтеча нынешних дилерских автоцентров. Причем использовавшиеся тогда способы привлечения покупателей за прошедший век почти не изменились.
"Пробовать мотор на дороге"
Событие, произошедшее в январе 1902 года в столице империи, отечественная печать оценивала едва ли не как эпохальное. "Самокат", старейший и авторитетный российский журнал того времени для велосипедистов и автомобилистов, писал:
"Недавно мы посетили магазин торгового дома "Победа", перемещенный ныне в новое обширное и роскошно отделанное помещение на углу Мойки и Кирпичного переулка. Магазин производит впечатление громадности, удобства и даже некоторой роскоши. Величина магазина еще лучше выяснится, если сказать, что от главного входа, расположенного на углу улиц, магазин тянется на 100 шагов по одной и на 100 шагов по другой улице".
Не меньше удивили репортеров и отделы магазина:
"По правую руку от входа располагаются отделы двухколесных самокатов — обыкновенных и моторных, а также трех- и четырехколесных моторов. Здесь же находятся шкафы с принадлежностями. По левую сторону от входа имеется отделение моторных колясок, лодок и, отдельно, двигателей, а также их принадлежностей. В этом отделении помещается в настоящее время около 20 колясок, количество, как нам известно, не могущее поместиться ни в одном моторном магазине России. Только за границей, и то не часто, встречаются столь обширные помещения".
Но главным, на что обращал внимание своих читателей "Самокат", было то, что автомобили можно было не только осматривать, но и заводить. А для особо заинтересовавшихся потенциальных покупателей устраивались пробные поездки:
"В новом магазине торгового дома "Победа" весьма удобно устроены все приспособления, облегчающие ознакомление посетителей с моторами, которые можно испробовать на месте и на ходу. Для пробы на месте устроены трубки, которые присоединяются к выпускным трубкам мотора, и отработавшие газы выпускаются наружу. Известно, как вредно действуют эти газы от сгоревшего бензина на здоровье, и потому эта мера весьма целесообразна и полезна не только для служащих в магазине, но и для всех посетителей. Между тем возможность ознакомиться с мотором не спеша и под руководством опытного моториста очень важна, поскольку при этом каждый может предварительно научиться пускать мотор в ход и регулировать скорость вращения на месте, а затем уже пробовать мотор на дороге, для чего устроен особый выход из магазина".
Еще одним новшеством кроме тест-драйва было наличие большой собственной механической мастерской и обширного кузовного производства. Состоятельным заказчикам предлагали тюнинг по высшему разряду — от внесения небольших изменений во внешность автомобиля до изготовления кузова с учетом всех прихотей покупателя.
Новинкой, внедренной в практику торговым домом "Победа", было и оказание услуг по текущему обслуживанию транспортных средств господ, предпочитавших обходиться без наемного шофера. Кроме того, покупателю предлагали гарантию безотказной работы в течение времени, определенного фирмой-изготовителем и торговым домом. Как правило, от полугода до двух лет.
Но этим список предложений будущим автомобилистам далеко не исчерпывался.
"Претензии предъявлять не к кому"
Список услуг, предоставляемых продавцами автомобилей, с каждым годом рос и расширялся, в чем могли убедиться одни из самых активных покупателей начала XX века — депутаты земских собраний и чиновники земских учреждений, которым требовалась замена привычного, но крайне неспешного гужевого транспорта. И многие из земских деятелей считали автомобиль идеально подходящим для этих целей. К примеру, председатель Камышинского уездного земского собрания М. X. Готовицкий на экстренном заседании собрания, проходившем 5 марта 1911 года, говорил:
"Содержание земской ямщины обходится ежегодно Земству в 40 тыс. рублей, затрата такой крупной суммы невольно заставляет изыскивать способы, как уменьшить расходы по этой отрасли земского хозяйства, а вместе с тем и не ухудшить ее, а улучшить — сделать способ передвижения по уезду более правильным и скорым... Но, прежде чем вводить автомобильное движение, необходимо убедиться на опыте в тех удобствах, которые им доставляются, и учесть все выгоды и неудобства. А для этого необходимо завести хотя бы один автомобиль и испробовать его по нашим дорогам в различное время года. В моем распоряжении имеются прейскуранты различных фирм и отзывы лиц, купивших машины, в которых приводятся данные о пригодности автомобилей для наших русских дорог и между прочим лестный отзыв графа М. Л. Олсуфьева. Условия, предлагаемые фирмами для приобретения автомобилей, очень льготные: цена 4-х местного автомобиля — 3500 руб., при покупке уплатить 1500 р., остальные отсрочиваются на год или два. При покупке же нескольких автомобилей может быть уступлено еще несколько сот с каждого. Причем в случае приобретения автомобиля для демонстрирования фирма командирует своего шофера на 1-2 месяца и представителя фирмы. Если вопрос о введении автомобильного движения Земское Собрание решит в положительном смысле, то на приобретение одного потребуется в нынешнем году 1,5 т. рублей, которые можно отчислить из процентов, накопившихся на земский капитал".
Депутаты собрания, именовавшиеся тогда гласными, сомневались в том, что автомобили выдержат езду по дорогам уезда, оставлявшим желать много лучшего. Но предложенная известной компанией "Марк и Ко" рассрочка платежа оказалась гораздо более весомым аргументом, и гласные 17 голосами против 3 решили приобрести машину для земской управы.
Однако сомневающиеся оказались правы — два года спустя купленный автомобиль пришел в негодность. А отремонтировать его за счет продавца не удалось. Видимо, чтобы избежать ответственности по подобным требованиям, фирму ликвидировали, а на ее месте создали новую. В журнале заседания Камышинского уездного земского собрания, проходившего 21 декабря 1913 года, говорилось:
"Председатель Управы заявил Собранию, что данное ему поручение приобрести новый автомобиль им выполнено. Фирма "Марк и Ко" теперь не существует, и претензии предъявлять не к кому, а фирма Новое Автомобильное Общество пред Земством не ответственно, так как автомобиль был куплен не у нее".
В таких условиях предложенный земцам трейд-ин выглядел спасительным выходом:
"Эта фирма согласилась взять наш старый 22-х сильный автомобиль за 1500 руб. и дать нам новый в 40 сил с доплатою 7000 руб. (новый автомобиль стоит 8500 руб.). Гарантия за исправность работы дается на полгода. Все запасные части к старому автомобилю фирма соглашается обменять на такие же к новому. На таких условиях я и решился автомобиль приобрести от названной фирмы. Кроме того, у нее куплено разных принадлежностей к нему на 320 руб.".
"И выложенными серебром зеркалами"
Камышинские земцы, надо признать, потратили на принадлежности сравнительно немного. Ведь именно в то время начали использовать прием, который широко применяется в автоторговле и ныне. Сначала покупателю называлась цена автомобиля, как теперь говорят, в базовой комплектации. К примеру, самые недорогие двухместные авто с двигателем в 12 лошадиных сил имели начальную цену 2250 рублей с открытым кузовом "торпедо" и 2800 — с закрытым "лимузин". Для сравнения, наемный шофер в разных частях Российской Империи получал от 25 до 60 рублей в месяц.
Но ездить в машине, предлагавшейся за эти деньги, было довольно проблематично. Фары нужно было покупать отдельно, и стоил их самый недорогой вариант — керосиновые фонари — 53 рубля с установкой. Более яркие ацетиленовые фонари обходились уже в 80 рублей. А за дополнительные прожекторы — 125. Для больших и дорогих машин предлагалось "освещение, состоящее из 2 прожекторов с увеличительным стеклом и выложенными серебром зеркалами, 2 генераторов и проводки, включая держатели и постановку,— 360 руб.".
Но на этом список добавочных, но крайне необходимых частей не заканчивался. Гудки со змеевиком и сеткой стоили от 20 до 60 рублей, фонарь для освещения заднего номерного знака — от 25 до 75. Держатель для запасной шины — 40. Спидометр — 45.
Немало средств надо было вложить и в кузовные детали. "Американский верх из особо прочного материала" для малых автомобилей стоил 350 рублей, для больших — 400. Но, заказав его, покупатель с удивлением узнавал, что места для багажа в машине практически нет, а потому нужно купить задний "багажо-держатель" по цене от 60 до 100 рублей в зависимости от размера. Или верхнюю "багажную галерею", за которую нужно было заплатить от 50 рублей и выше.
Отдельных значительных затрат требовали наклоняющиеся лобовые стекла, фартуки для открытых машин, инструментальные ящики, домкрат, а также писк моды того времени, не прошедший до сих пор,— широкие шины и особые деревянные колеса. А для тех, кто любил быструю езду, в качестве главной добавочной детали предлагали "наклонное рулевое управление (как у гоночной машины)" еще за 100 рублей. Причем именно эту совершенно необязательную, особенно для маломощных машин, опцию, судя по всему, выбирали многие автомобилисты. Ведь каждая фирма везде и всюду сообщала об успехах своих машин на гонках и автопробегах.
А продавцы автомобилей изыскивали все новые и новые способы продвижения своего товара. В торговом доме "Победа", например, придумали рекламный слоган: "Все наилучшее за наименьшую цену". И устроили грандиозное шоу из открытия нового магазина в 1902 году. Однако эпоха войн и революций уничтожила всю прежнюю систему автоторговли. А после ее восстановления, без малого век спустя, уже никто не знал, что все новые способы привлечения покупателей автомобилей — всего лишь хорошо забытые старые.