"Патриотический стоп-лист — пропагандистская история"
МИД выступает за составление патриотического стоп-листа НКО. Ранее с инициативой создать реестр иностранных организаций, деятельность которых носит явный антироссийских характер, выступил сенатор Константин Косачев. Несмотря на заявленные цели, необходимость такого списка вызывает сомнения, отмечают собеседники "Коммерсантъ FM".
Министерство иностранных дел поддержало создание так называемого патриотического стоп-листа НКО. Об этом заявил замглавы МИДа Геннадий Гатилов. С инициативой составить своеобразный черный список ранее выступил сенатор Константин Косачев. Попасть в него могут десятки иностранных организаций. Среди них — Фонд Сороса, Фонд национальной поддержки демократии, Фонд Макартуров и другие. Потенциальные претенденты — все те, чья цель — свержение власти в России, заявил господин Косачев.
"Зарубежные неправительственные организации, действующие в России либо напрямую, либо через посредников, начинают вмешиваться в наши политические дела и очень часто переходят все красные черты, потому что речь идет о попытках спровоцировать в нашей стране социальные недовольства и массовые беспорядки. Стоп-лист — очень важный сигнал нашим неправительственным организациям, которые могут сверить поступающие им предложения о сотрудничестве с таким стоп-листом. Это, конечно, сигнал в адрес самих этих организаций, попадающих в стоп-лист, чтобы они тоже понимали, что мы их видим и не испытываем никаких иллюзий, слушая те благородные лозунги, которые они поднимают на собственные знамена", — подчеркнул Косачев.
По словам сенатора Константина Косачева, стоп-лист не будет носить юридический характер. Попадание в него не обернется для зарубежных фондов закрытием или приостановкой деятельности. Вносить туда НКО уже готовы и представители МИДа, сообщил заместитель главы министерства Геннадий Гатилов.
"В Министерстве иностранных дел уже на протяжении длительного времени обращают внимание на то, что значительное количество структур, действующих в зарубежных странах и называющих себя неправительственными организациями, на самом деле таковыми не являются. Что касается нашего министерства по получению заслуживающих внимания данных из наших заграничных учреждений по вопросам рассматриваемой тематики, мы будем готовы выходить и в инициативном порядке с предложениями изучить определенные иностранные структуры на предмет их соответствия закону о нежелательных организациях", — пояснил Гатилов.
Инициаторы создания стоп-листа отмечают, что эта мера вынужденная. По словам Константина Косачева, после госпереворотов в Грузии и на Украине американцы и их союзники не скрывают, что Россия следующая. Однако в реальности это больше напоминает охоту на ведьм, заявил президент Института региональных проектов и законодательства Борис Надеждин.
"Наверное, есть какие-то зловредные фонды, деньги ЦРУ и какие-то американские шпионы. Надо бороться именно с ними, а не устраивать историю под названием "Все на свете, что финансируется из-за рубежа, вредно, опасно и направлено на то, чтобы разлагать". Даже сами авторы стоп-листов признают, что подавляющая часть некоммерческих организаций действует в каких-то полезных, хороших целях. Это, скорее, пропагандистская история. Косачев говорит о том, что надо, чтобы патриотическая общественность могла туда кого-то добавлять, будет открытый стоп-лист. Вот увидел какой-то гражданин и говорит: "О, не нравится мне, давай-ка я его добавлю в стоп-лист". Странная история", — отметил Надеждин.
Документ предполагается принять на следующем заседании Совета федерации 8 июля.