Форма вежливого отказа
Компенсации за овербукинг могут привязать к тарифам и расстоянию
Минтранс и авиакомпании не могут определиться с методикой расчета компенсаций для пассажиров в новом законопроекте об овербукинге, который легализует продажу большего количества билетов, чем мест в самолете. Чиновники предлагают фиксированные ставки, но Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта считает, что выплаты следует привязать к тарифам и расстоянию. По мнению экспертов, плавающая ставка может привести к тому, что авиакомпании будут отказывать в посадке пассажирам с самыми дешевыми билетами.
Минтранс, разрабатывающий законопроект об овербукинге авиабилетов, предложил выплачивать фиксированную компенсацию пассажирам, которым не досталось мест в самолете, исходя из времени, потраченного на ожидание следующего рейса, сообщил в пятницу "Интерфаксу" глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. По его словам, объем компенсации может составить 12-28 тыс. руб., максимальную сумму можно будет получить, если вылет задержится более чем на сутки. Но АЭВТ предлагает взять за основу опыт европейских и американских авиакомпаний и рассмотреть возможность расчета компенсаций исходя из тарифа на перевозку или дальности перелета. В Минтрансе сообщили "Ъ", что законопроект проходит общественное обсуждение и опубликованный вариант не является окончательным.
Российские авиакомпании давно практикуют овербукинг, возмещая стоимость перелета пассажирам, которым не досталось мест, но законом это не регулируется. Новая статья Воздушного кодекса (может вступить в силу со второго квартала 2016 года) позволит авиакомпаниям изменять договор перевозки в том числе при "невозможности предоставить пассажиру место на рейсе". В этом случае перевозчик должен проинформировать пассажира об альтернативных вариантах перелета. Если пассажир не согласен с ними, то компания должна вернуть ему стоимость билета и предоставить компенсацию.
В "Аэрофлоте" (считается основным лоббистом легализации овербукинга) "Ъ" сообщили, что для защиты прав потребителей необходимо ввести обязательную высокую компенсацию за отказ в перевозке по аналогии с США и странами ЕС. При этом, по мнению "Аэрофлота", овербукинг актуален для авиакомпаний, выполняющих преимущественно регулярные рейсы. По словам Владимира Тасуна, помимо "Аэрофлота" за легализацию овербукинга — "Уральские авиалинии", "ЮТэйр" и "Сибирь" (S7). Против выступает "Трансаэро". Там заявили "Ъ", что овербукинг "может серьезно нарушить планы" пассажиров из-за "обширной географии" России: в стране "крайне мало" маршрутов с высокой частотностью. "В большинстве случаев, особенно это касается удаленных от Москвы регионов, следующий рейс может быть не через несколько часов, как в Европе, а через несколько дней",— подчеркивают в "Трансаэро". Господин Тасун считает, что в рамках законопроекта нужно просто определить, на каких маршрутах может применяться овербукинг.
Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко полагает, что подход Минтранса к расчету компенсаций все же ближе к механизмам, принятым в Европе. Эксперт считает, что использование мультипликатора при расчете компенсаций может вылиться в то, что перевозчики будут отказывать в посадке пассажирам с самыми дешевыми билетами, чтобы минимизировать расходы. По мнению господина Крамаренко, ввести ограничения овербукинга на ряде маршрутов сложно технически, вместо этого можно применять большие штрафы для авиакомпаний на низкочастотных маршрутах.