Госдума сохранила контроль за дорожным движением
Функции ГИБДД передадут регионам только решением парламента
В Госдуме не прекращаются споры вокруг передачи полномочий по контролю за нарушителями ПДД от ГИБДД региональным властям. Давний оппонент этой инициативы депутат Вячеслав Лысаков и его коллеги из думского комитета по госстроительству добились сохранения существующего порядка делегирования полномочий. Законопроект, подготовленный правительством, предполагал, что регион сможет получить надзорные функции в рамках КоАП вообще без участия парламента, а в упрощенном порядке — решением правительства или президента. В последний момент документ был экстренно доработан.
Правительственный законопроект, принятый в пятницу, вносит изменения в закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ", а также практически во все кодексы и ряд других законодательных актов. Главное новшество — норма, разрешающая передавать полномочия от федеральных органов власти региональным решением правительства РФ или президента. Еще в 2012 году на Госсовете президент Владимир Путин пообещал делегировать субъектам федерации ту их часть, с которой федеральные органы власти не всегда справляются ("Ъ" сообщал об этом 18 июля 2012 года). До сих пор такие решения принимались исключительно законом. "В условиях длительности законодательной процедуры наделение президента и правительства правами по делегированию полномочий позволит оперативно принимать соответствующие управленческие решения",— объясняют в правительстве.
В первом чтении законопроект принят 11 июня 2014 года и с тех пор дорабатывался. Ко второму чтению в нем, в частности, появилась возможность передавать регионам надзор за нарушителями норм не только Водного, Земельного, Трудового, Лесного кодексов (что было заложено еще в первом чтении), но и КоАП в обход законодательной процедуры — к примеру, решением правительства и заключением соглашения с МВД. В таком виде документ был принят в минувшую среду во втором чтении (см. www.kommersant.ru). Однако против этой поправки в последний момент выступил комитет Госдумы по госстроительству: "учитывая негативный опыт передачи полномочий Москве", пояснил "Ъ" первый зампред комитета Вячеслав Лысаков. Общую концепцию законопроекта при этом депутат поддержал.
В 2013 году, напомним, были приняты поправки к КоАП, передавшие право контролировать нарушителей правил парковки (и штрафовать их) от ГИБДД Московской административной дорожной инспекции (МАДИ). Московские власти аргументировали, что Госавтоинспекция с надзорными функциями не справляется, а у городских структур для этого есть ресурсы. В 2014 году Генпрокуратура провела проверку деятельности МАДИ, в ходе которой выяснилось, что инспекция вынесла более 600 тыс. постановлений за год на сумму около 1,8 млрд. руб. с нарушениями. Кроме того, глава ГИБДД Виктор Нилов в интервью "Ъ" заявил (см. "Ъ" от 17 февраля), что нужно, передавая полномочия, "отладить механизм, довести контроль до такого уровня, когда не будет у населения жалоб". "Пилотный проект в столице оказался противоречивым, распространение этой практики на все регионы в неограниченном объеме может привести к серьезным социальным последствиям",— подытожил господин Лысаков.
По его словам, в начале июля прошли интенсивные переговоры между думским комитетом по госстроительству, правительством (разработку законопроекта курирует вице-премьер Дмитрий Козак), государственно-правовым управлением президента РФ и Минюстом. "В итоге было принято консолидированное и взвешенное решение исключить из законопроекта возможность передачи полномочий по 12-й "водительской" главе КоАП",— пояснил Вячеслав Лысаков. В пятницу планировалось принять законопроект сразу в третьем чтении, но его вернули на второе, проголосовали за поправку, а затем приняли сразу во втором и в третьем. "Здравый смысл восторжествовал,— заявил "Ъ" господин Лысаков.— Процесс принятия постановлений правительства не столь прозрачен и не так публичен".
Принятый в пятницу закон "к передаче полномочий Москве по администрированию нарушений дорожного движения в автоматическом режиме прямого отношения не имеет", сообщили "Ъ" в пресс-службе департамента транспорта Москвы: "Возможность такой передачи предусмотрена другим законопроектом, внесенным в Госдуму и запланированным к рассмотрению в сентябре текущего года". В столичном правительстве еще раз подчеркнули, что "считают целесообразным администрирование нарушений ПДД, выписанных в автоматическом режиме исполнительными органами власти или внешними организациями".
Напомним, ранее по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова был подготовлены поправки к КоАП, передающие полномочия по ведению новых 38 видов нарушений ПДД из ГИБДД московским структурам: в середине мая его внесли в Госдуму. Вячеслав Лысаков заявил, что будет противостоять принятию документа: "Будем отстаивать каждую порцию полномочий".