Высшие соображения

В разгаре «поступательная кампания» в вузы. Что ждет абитуриентов, и чего ждут они от вузов? Спецпроект «Огонька» и сюрпризы Минобра

"Поступательная кампания" этого года отмечена двумя новостями. Первая: фактически уничтожается возможность для ребят выбирать между несколькими вузами, куда они проходят по баллам,— с этого года зачисление на первом этапе поступления идет только по оригиналам документов. И вторая: усиление "родительского лобби". Как правило, решение, куда пойти учиться, принимает не будущий студент, а старшее поколение. С чем это связано, выяснил "Огонек"

Дорога к карьерной лестнице сегодня лежит только через поступление в вуз

Фото: Евгений Гурко, Коммерсантъ

Александр Трушин

В этом году, как всегда, новые правила поступления. Можно только гадать, почему государство каждый год придумывает очередные препятствия для выхода в большую жизнь юным членам общества. В том, что это не имеет рациональных объяснений, сходятся уже, пожалуй, все эксперты. Но эксперименты на детях продолжаются с упорством, достойным лучшего применения. В этом году это в первую очередь дополнительные баллы за индивидуальные достижения абитуриентов (сдачу норм ГТО, волонтерство и прочее), а также за сочинения, которые выпускники школ писали зимой как допуск к ЕГЭ. В школах ставили оценки "зачет-незачет", а теперь в вузах будут переоценивать и выводить дополнительные баллы. Здесь поправить уже ничего нельзя и остается надеяться, что вузы не будут злоупотреблять возможностью добавлять 20 баллов к результатам ЕГЭ.

Но есть новость, которую надо сейчас принять во внимание. Она касается подачи оригиналов документов об образовании. По закону об образовании абитуриенты могут писать заявления в пять вузов и на три направления в каждом, и потом, когда будут вывешены списки всех, кто проходит, они должны остановиться на каком-то вузе. То есть у ребят была возможность выбрать лучший для себя вариант.

В этом году зачисление на первом этапе (то есть до 5 августа) будет проходить только по оригиналам документов. Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ, говорит, что "это явное сужение возможностей выбора. По новым правилам на "первой волне" преимущества получают абитуриенты, сдавшие оригиналы. Те, кто сделает это после 5 августа, могут опоздать, потому что уже будут зачислены дети с более низкими баллами. Не исключено, что все бюджетные места могут оказаться заполненными. Уже в прошлом году ведущие вузы зачисляли на первом этапе 90-100 процентов абитуриентов. Сейчас в приемных комиссиях ребятам прямо не советуют подавать заявления в другие вузы. Предупреждают и победителей предметных олимпиад: если они вздумают уйти в другой институт, приемная комиссия может просто не отдать документы, потому что найти замену трудно, а поставить на это место обычного абитуриента нельзя".

То есть вузы, которым надоели метания абитуриентов после вывешивания списков, сделали так, как удобно им, а не будущим студентам.

Кто куда?

Конечно, школьники делают выбор гораздо раньше, когда определяются с предметами ЕГЭ. Причем сейчас они не готовятся к 5-6 экзаменам, как раньше, а уже в 10-м классе останавливаются на 3-4, которые будут сдавать.

Из года в год картина одна и та же: более половины выпускников сдают обществознание. В перспективе это означает поступление на экономику, менеджмент, юриспруденцию, социологию и на ряд педагогических специальностей, где требуется этот предмет. В этом году таких было 51,2 процента — около 332 тысяч человек (общее число сдававших ЕГЭ выпускников российских школ этого года — 650 тысяч).

Можно представить, сколько школьников выбирают технические направления. В этом году физику сдавали 22 процента выпускников школ — 143 тысячи. А это один из главных предметов для инженеров.

Кроме физики в технических вузах нужна еще и математика. В этом году ЕГЭ по математике разделили на два уровня — базовый (для тех, кому она в вузе не нужна) и профильный. Профильный выбрали 40 процентов детей (270 тысяч). Профильная математика нужна и в классических, и в экономических, и технических университетах. Но даже если половина из этих ребят пойдет в технические вузы, вряд ли их число превысит 130-140 тысяч. А значит, число выпускников, выбирающих общественные науки, более чем в два с половиной раза превышает число желающих стать инженерами.

Как видим, разворота от экономистов-менеджеров-юристов, о засилье которых говорится каждый год, так и не случилось. Минобрнауки часто говорило о том, что каждый год увеличивает количество бюджетных мест для инженеров. Но когда "Огонек" обратился в министерство с вопросом, сколько же мест для них выделено в этом году, выяснилось: это тайна.

В пресс-службе Минобрнауки сообщили следующее: "Да, у нас есть контрольные цифры приема (КЦП) по укрупненным группам специальностей. Но мы не вкладываем их в открытый доступ, потому что это будет влиять на выбор абитуриентов и может изменить отношения между ними и вузом. Установленные КЦП доводятся приказом министерства до вузов. И мы требуем, чтобы каждый вуз выкладывал полные данные о количестве бюджетных мест на каждое из своих направлений подготовки в открытом доступе для абитуриентов и публиковал их на своем сайте. С этого года мы обязали вузы ежегодно публиковать объемы своих контрольных цифр приема в более ранний срок — до 1 октября. То есть каждый вуз до 1 октября текущего года должен разместить полную информацию о приеме на следующий учебный год".

Такова позиция министерства. Но школьники, начиная подготовку к ЕГЭ за два года до выпуска, а то и раньше, ориентируются не столько на вуз, сколько на будущую профессию.

В министерстве также подчеркнули: уровень доступности высшего образования уже четыре года сохраняется и составляет 56 процентов от числа выпускников 11-х классов.

Оставим в стороне лукавство самой формулировки "уровень доступности 56 процентов". Но ведь и этот заявленный уровень — статистическая увертка. Она получается, если просто разделить число выпускников, сдававших ЕГЭ (650 тысяч), на количество бюджетных мест на 1-х курсах вузов — 398,2 тысячи. Но на деле к выпускникам этого года добавляются другие абитуриенты: ребята, отслужившие в армии, студенты, отчисленные после 1-го курса либо решившие поменять специальность и поступающие заново. Еще есть 75 тысяч школьников в зарубежных странах, тоже сдававших ЕГЭ и намеренных учиться в наших вузах. Число этих абитуриентов не считано, но фактически "уровень доступности" получается гораздо ниже.

По стопам родителей

Но самая главная проблема — в диспропорции между спросом семей на образование и предложением со стороны государства. Оно упорно старается представить технические специальности в более выгодном свете, чем это есть на самом деле. Минобрнауки сообщало в прошлом году, что конкурсы в технические вузы достигали 6 человек на место. Так ли это? Претендентов на одно бюджетное место уже давно никто не считает, ведь абитуриенты могут подавать заявления на несколько специальностей. Более точный показатель спроса — проходные баллы. Например, в технических вузах уже второй год подряд повышаются баллы на специальностях, связанных с вооружениями. Но 6 человек на место — это слишком.

Если и существует "инженерный бум", то в школах и семьях о нем не знают. И опрос абитуриентов "Огоньком", и эксперты подтверждают: все чаще решение "кем быть" принимается семьей, а не молодым человеком. И родители часто исходят из иных, чем Минобрнауки, соображений.

"Примерно 80 процентов детей идут по стопам родителей,— говорит Ирина Абанкина.— Это новая реальность, с которой мы имеем дело. Причем чаще это полные семьи, в которых оба родителя имеют высшее образование. У них настороженное отношение к техническому образованию. Многие в 90-е годы ушли из КБ на заводах в сервисную экономику, переучивались на юристов и менеджеров. И считают, что там лучшие условия для их детей. Они готовы даже платить за их образование и убеждены, что по окончании вуза помогут детям с трудоустройством".

Семьи начинают готовить детей к ЕГЭ за два года, с 10-го класса. На специальных курсах, с репетиторами или как угодно еще. Лишь единицы детей готовятся самостоятельно. Но подготовка фактически идет вслепую — семьи не представляют реальных соотношений бюджетных мест в вузах.

Казалось бы: информация о количестве бюджетных мест по укрупненным группам специальностей должна быть открытой для семей. Ведь они — потребители и покупатели образования в буквальном смысле слова, говорит Ирина Абанкина. Но нет, в обстановке недоверия родителей к системе образования, а государства к неразумным гражданам, которые больше пекутся о своих детях, а не о его нуждах, "поступательная кампания" превращается в игру в прятки на большие деньги. Остается только гадать, какие новые сюрпризы будут придуманы для абитуриентов на следующий год.

Инженеры или менеджеры?

Больше половины выпускников школ намерены поступать в вузы на экономику и юриспруденцию

725 тысяч

человек сдавали ЕГЭ в 2015 году

650 тысяч

из них — выпускники российских школ этого года

398,2 тысячи

бюджетных мест выделено на 1-х курсах бакалавриата и специалитета в российских вузах

3922

выпускника получили на ЕГЭ 100 баллов по одному или больше предметов

51,2%

выпускников школ сдавали обществознание

22%

выпускников сдавали физику

40%

выпускников выбрали профильный уровень экзамена по математике

Вся лента