"Для ФАС не будет проблемой проверить объективность конкурсов "Автодора"
Эксперты о строительстве ЦКАД
Федеральная антимонопольная служба заинтересовалась объективностью результатов тендеров на строительство ЦКАД. "Автодору" претензии кажутся необоснованными, однако ФАС будет достаточно малейших подозрений, чтобы повлиять на итоги конкурса, отмечают собеседники "Коммерсантъ FM".
ФАС проверит конкурсы "Автодора" на строительство Центральной кольцевой автодороги. Об этом сообщил заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Александр Кинев. По его словам, конкурсы, цена которых составляет около 50 млрд руб., показались ведомству подозрительными и антиконкурентными. Кинев подчеркнул, что якобы, несмотря на более выгодные по цене предложения, выигрывают компании, предлагающие наоборот максимальную цену. Кроме того, победителями они становятся не по объективным критериям. Претензии ФАС абсолютно необоснованны, заявила "Коммерсантъ FM" руководитель пресс-службы компании "Автодор" Екатерина Варенова.
"Пусть проверяют, потому что у нас все открыто, прозрачно. Что касается конкурсных процедур, то они были беспрецедентно открытыми, на них присутствовали не только представители профессионального сообщества и широкой общественности. На них присутствовали журналисты, все деловые средства массовой информации, агентства, телеканалы. Все видели, как проходит отбор, по каким критериям. Нам даже оправдываться не приходится. Мы ничего не нарушали. Каждый проект ЦКАД проходил еще независимый технологический и ценовой аудит. Конкурсные процедуры были открытыми, можно поднять релизы", — подчеркнула Варенова.
В ФАС "Коммерсантъ FM" не смогли предоставить оперативный комментарий по этому поводу. ЦКАД реализуется на принципах государственно-частного партнерства. По предварительным оценкам экспертов, цена строительства всего объекта составит около 300 млрд руб. Половина из них — средства Фонда национального благосостояния. Безусловно, ФАС имеет колоссальное влияние и может наказать компанию просто по подозрению, сообщил член Палаты адвокатов Москвы Артур Айрапетов. Однако оспорить решение службы также не составит труда, подчеркнул эксперт.
"Учитывая то обстоятельство, что ФАС является достаточно могущественной организацией с точки зрения как карательных функций, так и надзорных, конечно, не будет проблемой проверить объективность тех или иных конкурсов. Требуют документацию, плюс требуют документы, которые подавались участниками конкурса. Здесь можно будет делать какие-то определенные, пусть и косвенные, выводы, а этого достаточно для ФАС. Во-вторых, решения, выносимые антимонопольным органом, подлежат обжалованию через суд. Это долгий процесс. За это время компании, которые выиграли конкурс, могут уже приступить к работе, и ФАС будет проблематично приостановить исполнение", — рассказал Айрапетов "Коммерсантъ FM".
Стоимость строительства ЦКАД в 300 млрд невелика, однако вопрос о целесообразности возведения дороги до сих пор открыт. Так считает эксперт ООН по программам городского развития Александр Стрельников.
"Здесь есть элемент монополии и политической поддержки что ли. Как бы аккуратно вы ни составляли смету, результат затрат будет втрое превышать первоначальные замыслы. Это нормально. Сама по себе идея ЦКАД не нужна Московской области, вредна Московской области. Если она превратится в платную, а это, скорее всего, так и будет, то многие селения лишатся возможности выезда на общедоступную дорожную сеть. Это очень большая беда в целом", — отметил Стрельников.
В ноябре 2014 года в конкурсе на строительство секции 5 ЦКАД победила дочка "Стройтрансгаза" Геннадия Тимченко. Второе место в тендере заняла структура "Стройгазконсалтинг" Руслана Байсарова. Последний оспорил итоги состязания и направил жалобу в ФАС. ФАС согласилась с претензиями и предписала "Автодору" исправить конкурсную документацию и продлить срок подачи заявок. "Автодор", в свою очередь, обжаловал решение в суде.