Мосгордуме передают за проезд
Общественному транспорту грозят миллионные штрафы за отклонение от маршрутов
В Мосгордуму внесен законопроект, устанавливающий штрафы до 1 млн руб. для операторов общественного транспорта. Санкции грозят предпринимателям, чьи автобусы возят граждан по маршрутам, не утвержденным столичной мэрией. Это часть реформы городского общественного транспорта, в рамках которой власти среди прочего хотят внедрить проезд в маршрутках по городским проездным и картам "Тройка". Эксперты говорят, что аналогичные штрафные санкции были ранее отменены Верховным судом РФ, и сомневаются, что качество работы транспорта повысится после сокращения вдвое числа маршруток в рамках реформы.
Проект поправок к столичному Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) Москвы внес в Мосгордуму глава парламентской комиссии по городскому хозяйству Степан Орлов. В кодексе есть ст. 10.6, где говорится о штрафах 2-3 тыс. руб. за высадку пассажиров общественного транспорта вне отведенных остановок. В новой редакции этой статьи господин Орлов предлагает штрафовать на 2 тыс. руб. предпринимателей, чьи транспортные средства отклоняются от маршрутов, утвержденных властями. Если предприниматель решит возить пассажиров по целиком не согласованному с мэрией маршруту, это, по мнению депутата, должно караться штрафом до 500 тыс. руб., а неоднократные нарушения — санкциями до 1 млн руб. В пояснительной записке говорится, что штрафы "позволят снизить случаи осуществления нелегальных перевозок, создающих угрозу жизни и здоровью пассажиров". В действующей редакции КоАП Москвы опосредованно упоминаются нелегальные маршруты, но в Мосгордуме решили фактически удесятерить штрафные санкции.
В пояснительной записке санкции связываются с реформой общественного транспорта, которую в октябре 2014 года запустили столичные власти. Тогда в мэрии установили новые правила игры, выставив маршруты общественного транспорта на 63 аукциона. Частным перевозчикам пообещали 211 маршрутов, обязав победителей конкурсов закупить автобусы экологического стандарта "Евро-5", оснастить их навигацией ГЛОНАСС и раскрасить кузова в единой цветовой гамме с городским транспортом. Частники будут обязаны принимать к оплате городские проездные ТАТ, карты "Тройка" и социальные карты москвича — даже в маршрутках. Первый конкурс прошел в апреле 2015 года; его победитель — компания "Автокарз" — в октябре должен вывести автобусы на первые два маршрута в Северо-Западном округе Москвы. В департаменте транспорта Москвы вчера заявили о заключенных контрактах с двумя перевозчиками на три маршрута. В мэрии заявляют о готовности выделить на реализацию новой модели 52 млрд руб. до 2020 года, ожидая, что она поможет справиться с высокой аварийностью на транспорте, задержками в пути и завышением стоимости проезда.
Между тем ранее, как стало известно "Ъ", аналогичную норму (о штрафах за "эксплуатацию" не согласованных с властями маршрутов) отменил Верховный суд РФ. Еще в ноябре 2014 года Мосгорсуд по заявлению ООО "Шайба-транс" признал незаконной соответствующую ст. 10.7 московского КоАП. В первой инстанции решили, что автобусные перевозки и связанные с ними нарушения и так отрегулированы федеральным законодательством и приказами Минтранса. 1 июля 2015 года законность этого решения подтвердил Верховный суд, после чего в Мосгордуму и была внесена инициатива господина Орлова. Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников считает, что этот законопроект будет отменен в суде по такой же схеме.
Господин Свешников ставит под сомнение и саму реформу, поясняя, что только для участия в аукционах нужно вносить 150 млн руб., тогда как при выигрыше контракта на 3,5 млрд руб. необходимо предоставлять 350 млн руб. гарантий. "Никакой банк таких гарантий транспортным компаниям не даст. Вот перевозчики почти и не подают заявок на конкурсы",— говорит он. Эксперт сомневается и в "росте качества услуг", поясняя, что из 509 действующих частных маршрутов власти оставят 211, а из 4,6 тыс. автобусов — 2,1 тыс. машин. Депутат Мосгордумы Николай Зубрилин опасается "снижения условий труда" и увольнений в структурах Мосгортранса, поясняя, что автобусные парки могут начать сливать друг с другом по примеру школ и больниц. "Реформа приведет к снижению качества перевозок",— предполагает господин Зубрилин. Завтра законопроект обсудят на пленарном заседании Мосгордумы.