Российская техника буксует в Иране
У "Ростсельмаша" возникли сложности с поставками комбайнов в страну
Несмотря на заявления российских властей о том, что возможности поставок российской техники в Иран уже глубоко проработаны, реальные попытки сделать это выливаются в серьезные сложности. Как выяснил "Ъ", крупнейший отечественный производитель сельхозтехники "Ростсельмаш" договорился о продаже стране комбайнов, но проблемы возникли с оплатой первого же из них: Иран отключен от SWIFT, сложно добиться и страхования экспорта в страну. Эксперты уверены, что даже с учетом программы "Нефть в обмен на товары" торговый оборот с Ираном будет минимальным.
Вчера помощник Владимира Путина Юрий Ушаков сообщил, что российские компании прорабатывают ряд "конкретных инициатив" по поставкам своей продукции в Иран в рамках программы "Нефть в обмен на товары и услуги". Речь идет о возобновлении сборочного производства грузовых автомобилей "КамАЗ", поставках железнодорожной и сельскохозяйственной техники, продовольственных товаров, а также о проведении геологоразведочных работ и строительстве глиноземного завода. Заявления прозвучали на фоне итогового раунда переговоров шестерки международных посредников по иранской ядерной программе и возможной отмене санкций против страны (см. материал на стр. 6).
Российско-иранская программа "Нефть в обмен на товары" была инициирована в августе 2014 года, когда страны подписали Меморандум о взаимопонимании сроком на пять лет. Глава Минэнерго Александр Новак пояснял, что Россия не планирует импортировать иранскую нефть, заниматься ее продажами будут в том числе российские трейдеры, средства от этого должны идти на покупку продукции из России. Но, по данным "Ъ" на июнь, программа еще не была запущена.
Тем временем планы российских производителей поставить что-нибудь в Иран фактически проваливаются. Так, рассказывают источники "Ъ", "Ростсельмаш" попытался договориться о продаже стране нескольких сот комбайнов. "Иран заинтересовался предложением, изначально планировалось, что это будет крупная сделка, оплаченная напрямую деньгами, даже без привлечения российских экспортных кредитов",— рассказывает один из собеседников "Ъ". Но проблемы возникли с оплатой первого же пробного комбайна Ирану. "Из-за того что страна отключена от SWIFT, деньги не могли пройти напрямую, был риск того, что платеж вообще не поступит, в итоге проблему удалось решить только через длительное время",— говорит собеседник "Ъ". По его словам, после этого "Ростсельмаш" "решил не рисковать с прямыми продажами" техники в Иран.
В середине июня завод направил в Минпромторг и Минэнерго письма (копии есть у "Ъ"), сообщив об "определенных сложностях" с поставками комбайнов в Иран, и попросил министерства включить технику в программу "Нефть в обмен на товары". Кроме того, по словам собеседника "Ъ", завод обратился и в ЭКСАР с просьбой застраховать экспортные поставки в страну, но ответа не получил. Другой источник "Ъ" уточняет, что "Ростсельмаш" обращался в ЭКСАР с заявкой по иранской сделке еще в феврале, ему были "предоставлены условия страхования", но "заявитель после этого на связь не выходил". Официально в ЭКСАР не стали комментировать обращение "Ростсельмаша", но заверили, что "прорабатывают схему поддержки российского экспорта в Иран". В "Ростсельмаше" и Минэнерго от комментариев отказались, в Минпромторге на запрос "Ъ" не ответили. Другие машиностроители не знают о текущих поставках какой-либо еще российской техники в Иран, в КамАЗе официально заявили, что не экспортируют грузовики в страну.
Заведующий лабораторией международной торговли ИЭП имени Егора Гайдара Александр Кнобель отмечает, что в условиях санкций против Ирана страна отрезана от международных систем безналичного расчета, вряд ли кто-либо возьмется и страховать поставки продукции туда. Поэтому, говорит он, объем торговли с ней в любом случае будет "крайне не велик" — даже с учетом программы "Нефть в обмен на товары". Теоретически, отмечает эксперт, это может заинтересовать лишь нишевых игроков, готовых ждать совершения сделки несколько месяцев. Если же санкции против Ирана отменят, добавляет он, схемы, подобные "Нефти в обмен на товары", просто потеряют смысл.